22 ноября 1990 года в Новочеркасске задержали 56-летнего Андрея Чикатило. Тогда ещё не знали, что эта фамилия на много лет станет символом маньячества. Только доказанных жертв на его счету оказалось более пятидесяти, сколько их было всего, знает только он и бог.
Сейчас есть примеры и более кровожадных убийц, например, «ангарский маньяк», отправивший в мир иной больше 80 человек. Но всё же, когда заходит речь о маньяках, то всегда вспоминают Чикатило. И Саратов не исключение – это страшное имя постоянно возникает в сообщениях о преступлениях, совершённых с особой жестокостью.
Вспоминают маньяка из Ростова и в тех случаях, когда говорят о возможных ошибках следствия и суда. Ведь поиски Чикатило велись долгих 12 лет, и он сам, будучи внештатным сотрудником милиции и дружинником, в них участвовал, ловил сам себя. К тому же за его первое преступление – зверское убийство 9-летней девочки – казнили другого человека. Правда, этот расстрелянный не был невинной овечкой – подозрение пало на него, потому что раньше он совершил точно такое же злодейство и, будучи несовершеннолетним, отбывал за него срок, избежав до поры высшей меры. Теперь эта история стала главным козырем противников смертной казни.
Последний раз с Чикатило сравнивали саратовского студента юридического вуза, зарезавшего свою знакомую девушку в подъезде многоквартирного дома. Трагедия произошла в сентябре 2019 года в Ленинском районе Саратова. 20-летний парень нанёс 18-летней девушке более 130 ударов ножом, подкараулив её перед дверью квартиры, кода она возвращалась домой. Причина же оказалась банальной до ужаса – жертва не хотела отдавать деньги, какие-то 2 тысячи 300 рублей, что убийца потратил на её угощение во время совместного отдыха, приобретая алкоголь и, по некоторым версиям, синтетический наркотик мефедрон.
В конце 1990-х в саратовских СМИ появлялись материалы с пугающими заголовками, типа «Чикатило бродит по Саратову» или «Чикатило-2: саратовский вариант». Поводом стали не подтверждённые официально сведения о некоем маньяке, имеющем отношение к силовым структурам и выходившим на охоту через каждые три-четыре полнолуния. Насколько обоснованными были рассказы об этих ужасах установить так и не удалось, история не получила никакого финала, никого не поймали и никого не наказали за ложное обличение.
Когда осенью того же 2019 года в Саратове убили 9-летнюю Лизу Киселёву. возник вопрос, не пора ли вернуть в законодательство смертную казнь за особо жестокие преступления против детей. Тогда опять вспоминали историю Чикатило, расстрелянного в 1994 году, когда Россия уже выразила намерение отказаться от смертной казни. Победила точка зрения, что вероятность ошибки при нынешнем положении правоохранительной и судебной системы России слишком велика и рисковать не стоит, хотя многие депутаты, включая саратовских в Госдуме требовали максимально суровой кары для детоубийц.
Так вписал своё имя в историю маньяк, с детства отличавшийся ущербностью во всём.