Казахстан - история последних протестов: на людской памяти Темиртау, Целиноград, Алма-Ата, Жанаозен

Казахстан - история последних протестов: на людской памяти Темиртау, Целиноград, Алма-Ата, Жанаозен
Казахстан на карте мира. Фото: wikipedia.org

Когда январские протесты 2022 года  в Алматы перешли в стадию вооружённого противостояния, начались стычки, а затем и интенсивные перестрелки с силовиками, произошёл захват акимата и потребовался ввод миротворческих войск, казахстанские политологи и эксперты, такие как Досым Сатпаев или Айдос Садыков, стали заявлять, что такого в истории Казахстана не было никогда. Второй их тезис: если раньше люди и выходили на улицы протестовать против власти, то всегда ядро протестующих составляли этнические казахи.

На самом деле, в истории Казахстана – и советского, и независимого – не раз лилась кровь на улицах, горели машины силовиков и летели пули по митингующим и протестующим. И не всегда, по крайней мере, в период СССР, впереди мятежных толп находились только казахи.

Наоборот, первый пример массовых беспорядков в августе 1959 года в Темиртау связан с возмущением приезжих со всех концов огромного Советского Союза, строителей гигантского металлургического комбината, «Казахстанской Магнитки».

Участники главной комсомольской стройки страны жили в палатках, им не хватало даже питьевой воды, не говоря уже о такой роскоши как нормальное питание и медобслуживание. А тут ещё прибыла группа «болгарских товарищей» и их сразу поселили в приличные общежития, чем вызвали возмущение последователей Павки Корчагина. Если учесть, что Нью-Магнитку строили как приехавшие по комсомольским путёвкам, так и вербованные, а среди них немало вчерашних зеков, пожар мог вспыхнуть от любой искры.

Желая утолить жажду и голод, строители начали разбивать автоцистерны с квасом и взламывать столовые, затем перешли к разгрому магазинов. На третий день сводный отряд солдат конвойных войск, курсантов погранучилища и школы милиции получил приказ стрелять на поражение. По официальным данным погибло 16 человек, сотни получили ранения. Этот эпизод советской истории, в отличие, скажем, от новочеркасских событий 1962 года, замалчивался особенно тщательно, поскольку бросал тень на овеянные романтикой комсомольские стройки.

В июне 1979 года – к счастью, бескровные, но шумные митинги и шествия в Целинограде в знак протеста против плана создать там Немецкую автономную область. Наряду с казахами в демонстрациях участвовали представители всех национальностей Казахской ССР, кричавших, что целинная земля – общая и нельзя отдавать её немцам.

Наконец, «Желтоксан» - массовые беспорядки в Алма-Ате в середине декабря 1986 года, протест против назначения первым секретарём ЦК компартии Казахской ССР русского Геннадия Колбина вместо казаха Динмухаммеда Кунаева, занимавшего этот пост бессменно с 1964 года, а в общей сложности находившегося у власти в союзной республике в качестве то предсовмина, то руководителя местной компартии с 1955 года, то есть более 30 лет. Здесь, действительно, выступали в основном казахи. Подавление было очень жёстким, хотя и без стрельбы – тогда впервые заговорили о сапёрных лопатках как средстве разгона демонстрантов.

Данные о количестве погибших в разных источниках расходятся колоссально – от 2-х до 200 человек. В любом случае пострадавших оказалось очень много, счёт шёл на тысячи. А первым секретарём ЦК всё равно назначили Колбина, хотя через три года его сменил Назарбаев.

Что очень важно – это были самые первые массовые беспорядки в СССР после прихода к власти Михаила Горбачёва. Первая пролитая кровь эпохи перестройки и гласности.

Июнь 1989 года во всё ещё советском Казахстане отмечен «Новоузенской резнёй». В городе Жанаозен, одном из центров нынешних протестов, который тогда назывался Новый Узен, на танцах подрались казахи и кавказцы. Среди последних были как потомки выселенных Сталиным вайнахов – чеченцев и ингушей, так и приехавшие из-за Каспийского моря на заработки дагестанцы и азербайджанцы.

На другой день начались погромы домов кавказцев, уничтожение их имущества. Последствия молодёжной драки обрели политические лозунги – почему приезжие живут лучше коренного населения (хотя город Новый Узен - Жанаозен строили все вместе). Досталось и усмирявшим конфликт военным и милиционерам, даже начальнику штаба управления внутренних войск МВД СССР по Средней Азии и Казахстану генерал-майору Зайцеву камнем из толпы голову повредили.

Число погибших и здесь точно не установлено: одни историки говорят, что 4-5 человек, другие – 150-200. Несколько тысяч кавказцев уехали назад, за море.

Наконец, ровно 10 лет назад, в декабре 2011 года, всё в том же Жанаозене забастовка работников нефтегазовой компании, начавшаяся ещё в мае, перешла в стадию вооружённого противостояния. Власти говорили, что погибли 15-16 человек, СМИ и правозащитники – 50-70.

Из сказанного видно, что у нынешних протестов обширная и насыщенная предыстория, а представление о Казахстане как «острове стабильности» несколько преувеличены.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру