Законно купленные машины забирают у владельцев как вещдоки

Десятки автовладельцев в Саратове охвачены паникой

Их машины, купленные на законном основании, теперь объявили вещественными доказательствами по уголовному делу о мошенничестве в салоне «Гепард-Авто». Это стало основанием для постановления следователя об изъятии машин.

Десятки автовладельцев в Саратове охвачены паникой
фото: Александр Лёгкий

Причём производится изъятие настолько странным образом, что заставляет встревоженных людей объединяться в группы, искать помощи у юристов и в прокуратуре, писать обращения на сайт Президента России и спикера Госдумы. В том, что происходит, попытался разобраться корреспондент «МК» в Саратове».

 

«Сейчас будет задержание»

Рассказ моей собеседницы Галины БАХМАТОВОЙ звучит как несмешной анекдот:

— Вечером 18 апреля мне позвонил какой-то мужчина, представившийся старшим лейтенантом полиции из городского ГИБДД, сообщил, что приехал к моему дому за моей машиной (!), но не нашёл её и теперь желает немедленно встретиться. Сказал, что руководство поставило ему задачу срочно найти мой автомобиль, при этом причину он точно не знал: «То ли у вас слишком много штрафов, то ли кто-то ездит под вашим номером» (у меня сохранилась запись этого телефонного разговора, как и всех последующих диалогов с якобы сотрудниками полиции). Я пришла в недоумение, поскольку все свои штрафы оплачивала вовремя. Звонивший замялся, пояснил, что подробностями не владеет, так как он «сотрудник низшего звена». Мне это показалось очень странным, и я ответила, что буду реагировать только на официальные уведомления или повестки.

Встревоженная Галина связалась с дежурной частью городского отдела ГИБДД, затем приехала в отдел, где услышала, что её автомобиль suzuki SX4 sedan, приобретённый в августе 2017 г. у менеджера автосалона «Гепард-Авто», является вещественным доказательством по уголовному делу о мошенничестве. Поэтому надо срочно ехать в Управление МВД по Саратову и там давать пояснения следователю. Владелица suzuki позвонила своему адвокату и решила, что следователь должен вызвать её повесткой.  

Вскоре последовал ещё один звонок: человек, называвший себя сотрудником отделения розыска полка ДПС по имени Рушан, настаивал, чтобы Галина немедленно приехала в УМВД. При этом он заявлял, что «машина находится в розыске, сейчас будет задержание, вызов следственно-оперативной группы и изъятие автомобиля с помощью эвакуатора».

— Я нашла в интернете информацию о том, что в автосалоне «Гепард-Авто» обманывали клиентов, сдающих туда свои машины на комиссию, то есть для продажи, — говорит Бахматова. — Авто продавали, но деньги людям якобы не возвращали, поэтому ещё в прошлом году было возбуждено уголовное дело и заместитель гендиректора фирмы «Феникс», занимающейся продажей машин из автосалона, Сергей ВЬЮНОВ находится под домашним арестом. Но при чём тут я? Машина приобретена законным путём и зарегистрирована в МРЭО ГИБДД. Если у следователя есть ко мне вопросы, пусть приглашают на законном основании. Этот Рушан опять звонил мне и добивался встречи, якобы чтобы передать повестку — с какой стати это делает инспектор ГИБДД и почему я должна ему верить? Очень странно ведут себя в данной ситуации сотрудники органов внутренних дел!

 

Свидетели или потерпевшие?

Благодаря своевременной консультации с адвокатом Галина Бахматова пока осталась при своём автомобиле — ей в итоге даже оставили машину под сохранную расписку (хотя моя собеседница не уверена, что её больше не будут беспокоить). Другим владельцам машин из злополучного «Гепард-Авто» повезло гораздо меньше.

Николай ещё в конце 2016 г. выставил на продажу в «Гепард-Авто» старый «опель», принадлежащий жене. Машину продали, но деньги за неё вернули лишь частично: то бухгалтера не было, то ещё возникали какие-то проблемы. В конце концов, уговорили взять из салона другую машину по собственному выбору. 18 апреля нынешнего года поздним вечером вдруг позвонили сотрудники ГИБДД, приехали к дому, потребовали документы на машину и пригласили супругов проехать в городской УМВД. Там их опросил оперуполномоченный службы по борьбе с экономической преступностью, жену сфотографировали на фоне машины и пожелали счастливо добраться домой… на такси. Ошеломлённым хозяевам сказали, что их машина находится в розыске и теперь арестована, за всеми разъяснениями обращаться к следователю. 

Ещё более интересная история случилась с жительницей Воскресенского района Мариной СВИТИНСКОЙ. Когда осенью 2017 г. она покупала машину на авторынке на Вольском тракте, то ни о каком «Гепард-Авто» ничего не слышала. Вопрос возник лишь 26 апреля: к ней в гости пожаловал оперативник из Саратова в компании местного участкового.

— Мне издалека показали постановление об изъятии машины, нужной следствию как вещдок,— говорит Марина.— Стали что-то объяснять: дескать, совершены мошеннические действия и тому подобное. Я ответила, что меня это не интересует, машина моя на законном основании и никому её отдавать не собираюсь. Трудный разговор длился до вечера, на меня оказывали психологическое давление, говорили, что сейчас приедет группа с постановлением на обыск и перевернёт всё село в поисках машины. Оба сотрудника полиции клялись: машину изымают всего на три дня для проведения ряда экспертиз. Каких именно экспертиз, они пояснить не могли. При этом я услышала, как наш участковый разговаривает по телефону с райотделом внутренних дел, от него требовали доставить машину во что бы то ни стало. В конце концов я не выдержала натиска и сдалась. Теперь понимаю, что меня просто запугали. Сама отогнала автомобиль во двор райотдела, где она до сих пор и стоит. Характерная черта: изъятие происходило без понятых. 

Через некоторое время после нашего разговора Свитинская позвонила мне и сообщила, что её машина из двора райотдела исчезла в неизвестном направлении — сотрудники местной полиции ничего внятно пояснить не могут.

Сейчас владельцы машин, оказавшихся вещдоками и изъятых по этой причине, находят друг друга и собираются в группу, чтобы вместе защищать свои интересы. Таких людей уже более двух десятков. Они не понимают, кем себя считать — свидетелями по уголовному делу, в которое попали не по своей воле, или потерпевшими? Практически все выражают недоумение действиями сотрудников полиции: к кому-то оперативники приехали, назвавшись работниками компании по автострахованию, другим сообщили, что к ним в дом пришли на основании заявления об угоне автомобиля, поступившего от некой гражданки, и так далее.

Среди владельцев изъятых авто пошли слухи: якобы некоторые машины уже возвращают их прежним хозяевам, тем, кого «кинули» в «Гепард-Авто». Что это означает? Если пострадавших от мошенничества много (по некоторым данным, их порядка ста десяти человек), расследование уголовного дела может затянуться на годы! Где всё это время будут находиться вещдоки на колёсах и что с ними может произойти за это время? Почему нельзя оставить их на ответственное хранение последним в цепочке законным владельцам? Эти вопросы закономерно адресовать следователям.

Сергей ГУК, которому машину сначала оставили под ответственное хранение, а затем всё же изъяли, так и сделал: позвонил старшему следственной группы ДОБРОВОЛЬСКОЙ. Он сказал мне, что получил подтверждение того, что его машина передана на хранение «другому лицу» — из разговора следовало, что, видимо, этим лицом является прежний владелец, который пользоваться автомобилем не может, поскольку не имеет на него никаких документов. Добровольская объяснила, что такое решение принято потому, что некоторые из нынешних владельцев прямым текстом заявляли ей: они лучше продадут авто на запчасти или просто уничтожат, чем отдадут. Вот такого градуса напряжения достиг накал страстей.   

Ещё один из моих собеседников, Антон, сказал, что работает торговым представителем и теперь вынужден срочно брать кредит, чтобы приобрести другой автомобиль, поскольку без колёс выполнять свои обязанности не может. Другие жаловались на то, что, приобретая подержанные машины, вкладывали деньги в их ремонт и техобслуживание — кто будет возмещать эти расходы?

 

Инструкция специалиста

Вадим МИХОЛАП, юрист, считает, что прежде всего в данной ситуации надо ответить на главный вопрос: насколько правомерны действия сотрудников полиции?

— На первый взгляд, во всём этом нет ничего особенного. Машины являются вещественными доказательствами по уголовному делу о мошенничестве, и руководитель следственной группы выносит постановление об их изъятии. Но поскольку такие вещдоки, будучи весьма громоздкими и объёмными, в материалах дела храниться не могут, законом предусмотрено, что они могут быть переданы на ответственное хранение законному владельцу (с правом или без права пользования, по этому поводу тоже принимается отдельное решение). Теперь вопрос: кто в нашей ситуации является законным владельцем? У добросовестных покупателей есть основания считать, что именно они владеют приобретёнными и зарегистрированными на их имя автомобилями по праву. Соответственно, и находиться вещдоки на колёсах должны у них.  

Вадим Витальевич также отметил, что изъятие вещдоков, насколько ему известно, проводится по другой процедуре. Владельца машины-вещдока приглашают официальным извещением к следователю, разъясняют ситуацию и ставят в известность о решении забрать автомобиль. При этом у человека есть право заявить о несогласии с таким решением и ходатайствовать об оставлении машины у него на ответственном хранении. Отказ в данном ходатайстве тоже должен быть предоставлен в письменном виде, что даёт возможность обратиться в суд для защиты своих прав.

— Что же получается сейчас? — говорит юрист. — Владельцев машин ловят, как каких-то преступников, вводят их в заблуждение относительно намерений полиции, хотя никто из этих людей, добросовестных покупателей машин, не совершил ничего противозаконного.

Таким образом, единственная возможность вернуть свой автомобиль — заявить ходатайство о передаче на ответственное хранение и получить ответ, который можно оспорить в суде. При этом, предупреждает Михолап, нужно быть готовым к тому, что следователь по каким-то причинам может ходатайство не принять, в этом случае необходимо проявить разумную настойчивость.

К такому же методу придётся прибегнуть и тем владельцам, которые на сегодняшний день ещё не отдали своих автомобилей — скрывать их от следствия до бесконечности не удастся, да и нет в этом необходимости.

Из ГУ МВД РФ по Саратовской области нам ответили:

— По данному уголовному делу транспортные средства были переданы владельцам либо вторым или третьим приобретателям (после потерпевшего) на ответственное хранение до окончания производства по делу и принятия окончательного решения судом.

Как это понимать, предоставляем решать каждому самостоятельно.

Получается, что от деятельности автосалона «Гепард-Авто» и фирмы «Феникс» пострадали уже две стороны — те, кто сдавал свои автомобили на комиссию и на продажу, и те, кто эти автомобили покупал.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 16 мая 2018

Заголовок в газете: Берегись, автомобили!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру