Саратовские школьники хотят быть потомками космических пришельцев

Вопрос, как правильно объяснять детям происхождение человека, стал поводом для самых яростных споров российских теоретиков от образования

В нынешней школе предлагаются уже, как минимум, три версии (возможно, где-то и больше) того, откуда взялись люди. По сути, ученикам предстоит самостоятельно выбирать, от кого они произошли. А о том, откуда вообще взялась жизнь на Земле, и говорить нечего — вернее, можно говорить до бесконечности: старшеклассникам излагают четыре-пять теорий зарождения живых существ, причём эти теории отрицают друг друга.

Вопрос, как правильно объяснять детям происхождение человека, стал поводом для самых яростных споров российских теоретиков от образования
pixabay.com

Хорошо это или плохо? Об этом мы спросили учеников и учителей саратовских средних общеобразовательных учреждений.

 

Выбери себе предка

Ещё каких-то 10-12 лет назад участники теле- и радиодебатов с ужасом кричали, что находятся сумасшедшие — в основном в Америке, но и у нас тоже такие встречаются, предлагающие заменить в школьной программе эволюционную теорию ДАРВИНА какими-то более прогрессивными воззрениями. В этом однозначно видели угрозу вторжения поповского мракобесия в незащищённые детские души, что якобы должно было привести к засилью религиозного подхода в образовании и, как следствие, к отрицанию научных достижений вообще. О том, что можно преподавать одновременно и то, и другое, речь тогда не шла — мы произошли или от Бога, или от обезьяны, среднего не дано.

Но уже с 2012 г. в школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Следующим вполне закономерным шагом стала очередная депутатская инициатива о включении в программу по истории версии божественного происхождения человека, что и было сделано. Бог и обезьяна прекрасно ужились в школьных классах и в умах учеников.

Скептики тогда презрительно заявляли: ну давайте для полного торжества идиотизма включим в школьную программу ещё и версию о происхождении от пришельцев! Ведь многие россияне во время опросов утверждают, что не согласны ни с Дарвином, ни с Библией. В этом видели признаки де-градации общества, в котором разучились отличать науку от шарлатанства.

Так ведь включили. На вопрос: откуда мы взялись? — дети получают уже не два, а три абсолютно равноправных ответа. Причём слышат об этом на уроках и по истории, и по биологии, и по обществознанию, и по тем самым основам религиозных культур.

Что же происходит со школьным образованием? Оно развивается или уничтожается? Отсутствие единого, цельного (пусть и не бесспорного) взгляда на мир идёт ученикам на пользу или во вред?

Мы спросили самих детей. И возникло впечатление, что при первом, обзорном знакомстве с разными гипотезами о том, кем были наши предки, как это происходит в 5-6-х классах, учение Дарвина вызывает, пожалуй, наименьший интерес.

Артемий, 13 лет, ученик 7-го класса:

— Нам рассказывали: люди могли произойти от обезьян, могли от инопланетных существ или от Адама и Евы, которых сотворил Бог. Мне кажется, самая прикольная версия, что мы из космоса. Значит, где-то далеко, на других планетах живут такие же, как мы, хорошо бы с ними встретиться.

Ульяна, его ровесница и одноклассница:

— По-моему, самое правдоподобное, что людей кто-то сделал. Бог или кто-то ещё. Иначе почему люди такие умные и красивые? Обезьяны, конечно, немножко на нас похожи, но как-то не хочется быть их родственниками.

Анастасия, 14 лет, девятиклассница:

— Нам в этом учебном году подробно расскажут об эволюции, как появилось учение Дарвина. Тем, кто любит биологию, конечно, будет интересно. А на истории в пятом классе и на обществознании в шестом мы проходили, что люди произошли от Бога или от пришельцев из космоса. Это лучше запоминается, чем долгие разговоры о развитии и превращениях разных существ.

Действительно, гораздо интереснее ощущать себя в подростковом возрасте потомком космических путешественников, чем родственником шимпанзе или макаки.

А как учителя относятся к тому, что на уроках надо, в сущности, совмещать несо-вместимое? Оказалось, педагоги-практики смотрят на ситуацию спокойнее и позитивнее бойцов-теоретиков. Разноголосье мнений их не пугает.

 

Воинствующий атеизм проиграл

Елизавета КОНДОЛЬСКАЯ, учитель истории средней школы № 67, педагогический стаж 33 года:

— Вопрос о происхождении человека сложный и многогранный, поэтому имеет смысл подходить к нему с разных позиций. И убеждать детей, что человек произошёл от обезьяны, как нам раньше говорили, неправильно. Другие теории тоже имеют право на существование. Помните эксперимент английских учёных, взвесивших человека при жизни и сразу после смерти и убедившихся, что разница в весе составила 11 граммов — по их мнению, столько весит отошедшая в мир иной душа.

Теория, что люди произошли от представителей внеземных цивилизаций, очень нравится детям и увлекает их, пожалуй, даже больше прочих версий. Хотя я склоняюсь к тому, что это маловероятно.

Когда мы с детьми рассуждаем о соотношении дарвиновской и религиозной версий, всегда возникает много споров, дискуссий, они готовят презентации, участвуют в разных проектах. В итоге приходим к тому, что истина посередине. Я училась во времена воинствующего атеизма, когда им было пронизано преподавание любого предмета — истории, математики, физкультуры. Сейчас проповедуется толерантность, хорошо ли это, покажет время. Каждая теория имеет право на существование.

Чем старше я становлюсь, тем чаще задумываюсь о том, что высшие силы существуют — пусть не Бог, но что-то есть — сила, которая нам помогает, нас защищает. И с детьми это обсуждаем: считаю, что они имеют право на собственное мнение, на выбор своей точки зрения. Это неизбежно в условиях отсутствия единой государственной идеологии.

 

Время призывов ушло

Владимир ШУМОВ, четыре года преподаёт историю в средней школе:

— Наше образование оказалось в ловушке: никаких идеологических установок сверху не существует, к сожалению или к счастью (скорее всё же к сожалению). Поэтому призывать детей к чему-либо, убеждать их в чём-то мы, учителя, попросту не можем. Многое в школьной программе преподносится именно в таком ключе: то ли было, то ли нет, то ли так, то ли иначе, возможны варианты и дискуссии. Я кроме истории преподаю ещё основы религиозной культуры и светской этики и на этих уроках тоже ни к чему не призываю, просто сообщаю, что существуют разные взгляды на одно и то же. Смысл в том, чтобы дети поняли: надо уметь принимать разные точки зрения, с уважением относиться к своеобразным взглядам представителей разных народов и разных религий.

Хорошо ли, что сегодняшние дети узнают три версии происхождения человека? Неизбежно. Сейчас столько неопределённости вокруг, что гибкость мировоззрения вполне оправданна. Думаю, такое положение сохранится ещё долго.

 

Экзамены оставили Дарвину

Сергей СПРЫГИН, учитель биологии лицея естественных наук, стаж работы в сфере среднего образования 24 года:

— В программу экзаменов по биологии — и ГИА, и ЕГЭ входит только одна теория происхождения человека — теория Дарвина. Так что мы преподаём то, что было всегда. Но в отличие от учителей прежних времён теперь не настаиваем на том, что это единственно верное учение. Просто ставим учеников в известность: такая версия происхождения человека существует и признаётся многими, хотя и не всеми. 

Сейчас встречаются классы, в которых большой процент детей воспитывается в верующих семьях. И они не стесняются открыто возражать учителю, когда он излагает основы дарвинизма, говорят, что такого быть не может, человек — творение Божье. В таких ситуациях я поясняю: чтобы отрицать чью-то точку зрения, надо её прежде всего знать. Если есть время, рассказываю о других теориях — божественного и внеземного происхождения людей. К тому же в самом учении Дарвина есть масса вопросов, на которые я, как биолог, не могу ответить. Но нужно учесть: критики дарвинизма никаких собственных доказательств иного происхождения человека не предлагают.

Нынешние дети уже приучены к тому, что по многим вопросам миропонимания существуют разные точки зрения, и воспринимают это абсолютно спокойно. Например, когда им рассказывают о происхождении жизни на Земле в целом, излагают даже не три, как в случае с человеком, а четыре теории — естественную, божественную, панспермическую (занесение жизни на нашу планету из космического пространства) и самопроизвольную, зародившуюся в древности и поддерживаемую АРИСТОТЕЛЕМ (возникновение живых существ из неживой материи). Причём все эти гипотезы упоминаются в экзаменационных вопросах. Ну а по происхождению человека — только Дарвин.

 

«Животное одуховлённое»

Как видим, основная интрига завязывается между эволюционным и божественным происхождением человека. Инопланетяне интересны, но ведь их тоже кто-то сотворил — Бог или эволюция.

К сказанному можно добавить, что однозначно отрицают эволюционное учение лишь протестанты, да и то не все. У католиков гораздо проще, папа Пий XII ещё в

1950 г. указал в своей энциклике (послании всем верующим): «Церковь не запрещает, чтобы учение об эволюции, если оно исследует, было ли человеческое тело извлечено из уже существующей и живой материи… было предметом поисков и обсуждений со стороны учёных, сторонников тех или иных взглядов». Богу остаётся лишь создание человеческой души. Нынешний папа Франциск (кстати, иезуит) в 2014 г. тоже заявил о признании эволюции и теории Большого взрыва, уточнив, что не стоит представлять себе Бога фокусником с волшебной палочкой.

У православной церкви однозначной позиции по данному вопросу нет. Но хотелось бы обратить внимание на слова знаменитого богослова XIX в. святого Феофана Затворника: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело — было животное в образе человека, с душой животной. Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек — Ангел в образе человека... И не понимаю, чем тут смущаться?! Сказать: «Животное разумное» — есть то же, что сказать: «Животное одуховлённое».

По данным недавних опросов фонда «Общественное мнение», лишь 26% россиян считают, что человек произошёл от обезьяны. 31% уверены: люди созданы Богом, 12% склоняются к версии о внеземном происхождении.

При этом слово «дарвинизм» вообще незнакомо аж 38% опрошенных. Из тех 62%, которым оно, по их словам, знакомо, 6% ничего не смогли рассказать о нём, а ещё 3% признались, что затрудняются сообщить что-то конкретное, хотя и помнят — в школе его вроде бы изучали.

Так что, возможно, скоро придётся излагать ученикам разные взгляды на форму Земли — круглая она или плоская. Ведь любая точка зрения имеет право на существование…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 5 сентября 2018

Заголовок в газете: Между Богом и обезьяной

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру