Тайну первого автографа Гагарина раскрыли саратовские поисковики

Автографы знаменитостей в наши дни оцениваются в огромные суммы

Кто стал счастливым обладателем первой росписи Юрия Гагарина после возвращения первооткрывателя звёздных дорог на Землю? Претендентов на это становится всё больше, по мере того как события 12 апреля 1961 г. удаляются от нас во времени.

Автографы знаменитостей в наши дни оцениваются в огромные суммы
из архива Гассиевых

Как тут не вспомнить участников первого коммунистического субботника, которые несли бревно вместе с Лениным, — говорят, если бы они собрались вместе, то не поместились бы на территории Кремля. В случае с гагаринским автографом ситуация похожа. Установить истину попытался корреспондент нашего издания.

 

Он сказал: «Приехали!»

«Я первым взял автограф у Юрия Гагарина после его полёта в космос»; «Первый автограф Юрий Гагарин оставил в моём комсомольском билете»; «Первый автограф Гагарин дал конструктору из Слуцка» — такие заголовки стали появляться на страницах медийных изданий после того, как со дня первого полёта человека в космос прошло 50 и более лет. Каждая из публикаций посвящена разным людям, и все они всерьёз претендуют на обладание бесценной реликвией — первой памятной росписью, сделанной рукой первого космонавта сразу после его возвращения на планету Земля. У каждого свои аргументы, якобы неопровержимо доказывающие, что именно ему посчастливилось получить заветный автограф. Мы попробовали взвесить и оценить имеющиеся доказательства подлинности следа гагаринской руки.

из архива Гассиевых
Что касается «конструктора из Слуцка» — имеется в виду Семён Ариевич Косберг, главный конструктор авиационных двигателей, один из ближайших соратников Сергея Павловича Королева – то здесь ситуация более-менее ясна. В Слуцком краеведческом музее хранится номер куйбышевской газеты «Волжская коммуна» с сообщением ТАСС о полёте Гагарина под характерным для эпохи названием «На крыльях коммунизма — в космос!». На ней первый космонавт Земли расписался и уточнил: «С. А. Косбергу за третью ступень». Товарищ Косберг разрабатывал кислородно-керосиновый двигатель для третьей ступени ракеты «Восток». Именно от этой ступени зависело, выйдет ли корабль на орбиту. Патриоты Слуцка даже уверяют, что знаменитая стартовая фраза Гагарина в оригинале полностью звучала так: «Косберг сработал! Поехали!»

Правда, документы этого не подтверждают, в том числе и расшифровка переговоров Гагарина с Землёй, обнародованная в начале ХХI в. Что ж, объяснение находят в том, что имена конструкторов были засекречены, упоминание о Косберге обрезали и осталось лишь всем известное «Поехали!»  

Всё это хорошо, но газета «Волжская коммуна» вышла 13 апреля 1961 г., то есть автограф на ней появился не раньше чем через сутки после завершения полёта.

Есть ещё, как минимум, два известных человека, утверждающих, что первыми получателями гагаринской росписи были именно они. Оба в апреле 1961-го якобы проходили срочную службу в зенитно-ракетном дивизионе, бойцов которого направили к месту приземления первого космонавта.

Один из них — челябинец Виктор Артемьев — показывает журналистам свой комсомольский билет с росписью Гагарина. Вот только дата там указана странно: «12/3 — 61 г.». Получается, полёт состоялся не в апреле, а в марте. Надо заметить, что под другими автографами Юрий Алексеевич дату указывал точно, да и написание её выглядит иначе: «12.04.61».

Житель Магнитогорска Николай Кочетков утверждает, что развязывал первому космонавту шнурки на ботинках скафандра и в качестве благодарности получил от него автограф в блокнот, который хранится в Московском музее космонавтики. Вот только в пресс-службе музея нам эту информацию подтвердить не смогли.

 

Партбилет стал святыней

Теперь послушаем руководителя энгельсской общественной организации «Центр Поиск — гагаринцы Поволжья» Валерия Ковляра. Полтора года назад, осенью 2017-го, в Севастополе он неожиданно (хотя и закономерно) увидел автограф Гагарина, который есть все основания считать первым после полёта.

из архива Гассиевых
— Практически во всех подробных биографиях первого космонавта упоминается такой эпизод. В числе первых встречавших его на Земле были офицеры и солдаты зенитно-ракетного дивизиона, которым командовал майор Ахмет Николаевич Гассиев. Примерно через сорок минут за Гагариным прислали вертолёт. На прощанье майор Гассиев подарил космонавту на память свою фуражку и попросил автограф. Бумаги под рукой не было, и офицер протянул партбилет, на котором Гагарин и расписался на той странице, где отмечалась уплата взносов. Конечно, это было грубейшим нарушением партийной дисциплины, но, учитывая уникальность ситуации и эмоциональное состояние командира дивизиона, такой поступок вполне объясним и простителен. Об этом писали и Юрий Зверев в книге «Навстречу солнечному ветру», и Владимир Россошанский в «Феномене Гагарина», и многие-многие другие, вплоть до автора новейшей биографии космонавта № 1 Антона Первушина.

Вскоре майора Гассиева перевели на другое место службы и его след затерялся, как и след гагаринского автографа.

Осенью 2017 г., после участия в съезде Федерации космонавтики России, Валерий Иванович прибыл в Севастополь. Во время встречи в местном совете ветеранов, когда зашла речь о космонавтах, он с удивлением услышал, что, оказывается, старший сын того самого майора Гассиева, Виталий Ахметович, живёт в городе русской военно-морской славы.

из архива Гассиевых
Встретившись с Гассиевым-младшим, Валерий Ковляр своими глазами увидел листок с гагаринским автографом и датой — этот фрагмент партбилета Гассиев-старший сумел сохранить при смене документа о принадлежности к КПСС. Семья ракетчика бережёт кусочек бумаги со следами гагаринской руки как святыню. Ахмету Гассиеву после командования дивизионом близ Энгельса довелось служить на Кубе во время Карибского кризиса, потом во многих других местах. В отставку он вышел полковником и всегда помнил о встрече с первым космонавтом, считая её одним из главных событий своей судьбы.

 

Первый от первого

Ковляр в Севастополе сфотографировал роспись Гагарина. Он уверен: есть все основания считать, что этот автограф действительно самый первый.

— В пользу этого говорит то, что в жизне­описаниях первого космонавта упоминается только один автограф, который он дал на месте приземления майору Гассиеву. Сведения обо всех остальных появились значительно позже, спустя десятилетия. Не хочу никого обижать, но автограф, обнаруженный спустя полвека, способен вызвать сомнения в подлинности.

из архива Гассиевых
К тому же можно добавить, что рассказ о встрече первого космонавта, приводимый на основе воспоминаний упомянутого Николая Кочеткова из Магнитогорска, чей блокнот с автографом Гагарина якобы хранится в Московском музее космонавтики, выглядит несколько странно. Из него получается, что в зенитно-ракетном дивизионе близ Энгельса заранее, ещё до старта космического корабля, знали, что именно им придётся встречать первого космонавта, и готовились к этому. Хотя известно, что приземление Гагарина изначально планировалось в соседней Сталинградской области и на саратовской земле аппарат оказался в силу непредвиденных обстоятельств. Мало того, Кочетков уверяет, что ему с товарищами по дивизиону довелось также встречать собак Чернушку и Звёздочку, участниц двух последних пробных полётов в марте 1961 г. перед запуском в космос человека. Вообще-то, по общепринятой версии, Чернушка приземлилась 9 марта в поле у деревни Старый Токмак Заинского района Татарстана, а Звёздочка — 25 марта неподалёку от села Фоки ныне Чайковского района Пермского края. Но обладатель автографа Гагарина встречал их в окрестностях Энгельса…

Известный саратовский коллекционер автографов знаменитых людей Алексей Леонтьев считает, что больше всего похожа на правду версия о получении первого автографа майором Гассиевым.

— Конечно, в то время не велось никаких видеозаписей. Наверное, могла бы помочь почерковедческая экспертиза, если будет согласие владельцев автографов на её проведение. С полной уверенностью утверждать ничего нельзя, но, я думаю, что первый автограф взял всё-таки командир дивизиона. Я сам оканчивал военное училище, знаю, что такое воинская субординация и дисциплина. Маловероятно, чтобы кто-то из солдат или сержантов опередил майора и полез к первому космонавту за автографом, минуя старшего по званию и по должности. Тем более что Гагарин тоже был военным человеком.

В ТЕМУ

Кстати, в начале нынешнего года специалисты подсчитали, что в настоящее время автограф Гагарина на фотографиях реально продать по цене от 42 до 210 тыс. руб. (в зависимости от качества снимка, к тому же цветное фото стоит дороже, чем чёрно-белое). Для сравнения: цены на автографы других космонавтов колеблются в гораздо более скромных рамках — от 15 до 25 тыс. руб.

В конце февраля появилось сообщение, что на торги аукционного дома Cazo во Франции выставили ручку первого в мире космонавта Юрия Гагарина и страницу текста, написанного его рукой. Стоимость лота оценивается в 15-20 тыс. евро.

Перьевая ручка со вставками жёлтого металла выполнена в виде ракеты, закреплённой на чёрном цоколе, на подставке сверху надпись: «СССР, сентябрь 1959». Текст представляет собой поздравление, адресованное советским морякам и речникам.

Кроме того, отдельным лотом на продажу выставлены уникальные фотографии Юрия Гагарина, сделанные 24 марта 1968 г. — за три дня до его гибели. Один из 12 снимков был напечатан в советской прессе в 1986-м, остальные нигде не публиковались. На чёрно-белых фото запечатлены сам Гагарин, его жена Валентина и две дочери — Елена и Галина. Фотографии сделаны в квартире Гагариных в Звёздном городке под Москвой. Оценочная стоимость лота 5-7 тыс. евро.

Один евро сейчас оценивается примерно в 73 с половиной российских рубля. Так что в отечественной валюте стоимость ручки и страницы текста превышает миллион.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 10 апреля 2019

Заголовок в газете: След руки Гагарина

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру