Сотрудников cаратовского центра реабилитации обвиняют в похищении людей

Зависимость - наркотическая, алкогольная, игровая — стала бедствием нашего века

Чтобы вырвать своих близких из мёртвой хватки пагубных пристрастий, люди готовы на всё — заплатить любую сумму, согласиться на любые условия. Этим умело пользуются те, кто не прочь нажиться на чужой беде. 

Зависимость - наркотическая, алкогольная, игровая — стала бедствием нашего века

Как грибы после дождя растут на саратовской земле всевозможные реабилитационные центры, где обещают спасти страдающих наркоманией и алкоголизмом, вернуть их к нормальной жизни. Главное — отдайте спасителям деньги, а уж они найдут методы, как победить страшную привычку, ставшую болезнью. Вот только методы эти часто бывают бесчеловечными, а то и незаконными. В одной из таких ситуаций разбирался корреспондент «МК» в Саратове».

 

Штурм крепости свободы

Вооружённые бойцы в камуфляжной форме кувалдой выбивают решётку на окне здания и врываются внутрь. Там они видят более двух десятков людей с испуганными глазами на осунувшихся лицах, среди них — женщина и подросток лет 14. По оперативной информации, их здесь удерживали силой.

Это не атака на базу террористов где-нибудь на Северном Кавказе, а штурм центра реабилитации в районе саратовского автовокзала. Согласно официальным документам здесь оказывали помощь страдающим наркотической и алкогольной зависимостью. Теперь следствие будет выяснять, что на самом деле происходило за решётками на окнах и наглухо запертыми железными дверями. События происходили в конце мая.  

Всё началось с того, что на телефон доверия Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области поступило тревожное сообщение. Взволнованная женщина рассказала, что в сентябре 2018 г. её 17-летнего сына, у которого были проблемы с наркотиками (курил марихуану), силой вытащили из квартиры и отвезли в какое-то мрачное здание, похожее на тюрьму. Там парнишке сообщили, что он в реабилитационном центре, где его обязательно сделают здоровым и счастливым даже против собственной воли.

Исцеление продолжалось до середины января нынешнего года. По словам матери, за неполных пять месяцев сын похудел на сорок (!) килограммов, при этом никакого оздоровительного эффекта не ощутил. Однако плату за реабилитацию сына с неё взяли, и немаленькую.

В мае следственный отдел по Кировскому району города Саратова Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а, д» ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершённое группой лиц по предварительному сговору в отношении заведомо несовершеннолетнего).

Потерпевший сказал, что в этом центре, который он без ужаса вспоминать не может, скорее всего и сейчас принудительно удерживают людей. Следователи СК вместе с оперативниками отдела по борьбе с организованной преступностью уголовного розыска областного ГУ МВД выдвинулись по указанному адресу. Их там не ждали и дверь не открыли, несмотря на предъявление санкции на обыск. Призыв «Откройте, полиция!» тоже не возымел действия, хозяева здания игнорировали требования сотрудников правоохранительных органов, судя по всему, будучи уверенными в своей неприкосновенности для силовиков. Пришлось забираться на балкон и применять «специальную технику» — проще говоря, кувалду.

Люди, обнаруженные внутри здания, — их, как уже говорилось, было свыше двух десятков, не имели на руках никаких документов. Паспорта и личные вещи у них забрали сразу по прибытии и заперли в сейф. Все они подтвердили: выйти на улицу по собственному желанию не могли. Кстати, большинство оказалось не саратовцами, а жителями других регионов, включая Москву, где действуют реабилитационные заведения той же сети.

Следователи задержали пока двух мужчин: того, кто возглавлял центр, и его подручного, представившегося «руководителем программы». Последний как раз и занимался поиском пациентов, которых здесь называют «резидентами». Обоим предъявлено обвинение по статье УК РФ, предусматривающей ответственность за похищение людей. Наказание за это полагается серьёзное — до 12 лет лишения свободы.

Но на сегодняшний день всё это лишь предварительная версия следствия. Дальнейшее развитие событий по уголовному делу покажет, кто прав, кто виноват. Мы же постарались выяснить позицию тех, кто испытал на себе воздействие принудительной реабилитации.

 

Зависимость осталась, здоровье ушло

Нашей первой собеседницей стала Елена, сообщившая в Следственный комитет о страданиях своего сына.

— Я сама дала согласие на пребывание Сергея в этом центре, за что очень себя корю. Но я не предполагала, что его, несовершеннолетнего, повезут туда силой! К тому же, как я узнала позже, до 18 лет в такие центры вообще никого нельзя помещать, даже при согласии на то родственников, введённых в заблуждение. А меня, как и многих других, именно ввели в заблуждение рассказом о пресловутой американской программе «12 шагов», якобы эффективно снимающей любую вредную зависимость. Уже этим владельцы центра нарушили законодательство.

По словам женщины, у людей, вернувшихся из центра, подорваны психика и физическое здоровье. При этом ни от каких зависимостей они не избавились. Елена сказала, что, по её сведениям, один из парней после прохождения курса реабилитации совершил убийство… собственной матери. Другой стал впадать в прострацию, мучиться кошмарами и галлюцинациями. В свою очередь организаторы центра умело проводят работу с «созависимыми» — родителями, жёнами и другими родственниками пациентов. Им внушают, что ухудшение состояния здоровья и прочие эксцессы — всего лишь результат неизбежной ломки. Якобы условия в заведении отличные, создана обстановка максимального комфорта.

— Меня убеждали, что в центре прекрасное четырёхразовое питание, — возмущённо говорит Елена. — Отчего же Серёжа потерял сорок килограммов веса?

Бабушка Сергея, Лидия Васильевна, педагог по образованию, рассказала, что её внук вместо лечения и реабилитации подвергался издевательствам.

— Там хуже, чем в тюрьме. Серёжу наказывали тем, что он целый месяц спал на железной сетке кровати без постельного белья. Ставили на холодный пол босиком и обливали холодной водой. Вернулся сильно похудевшим и с чирьями на теле. Матери разрешили позвонить ему только через четыре месяца. На снимках из центра, где он рядом с руководителем программы, Серёжа улыбается. Он говорил, что его заставляли изображать улыбку, угрожали. Вместе с несовершеннолетними содержались взрослые, среди которых были неоднократно судимые. Разве это допустимо?

Можно было бы счесть это преувеличением, если бы не свидетельства других людей, побывавших в том же заведении.

Руслан 42 лет, житель Ульяновска, оказался в центре по своей воле, но был совсем не готов к полной изоляции от внешнего мира.

— Сразу же отобрали паспорт, телефон. Никакого лечения не было — только моральная и психологическая обработка, по сути, подавление человека как личности. Заставляли вести всякие дневники, давали так называемые «ответственности». Если кто-то не успел вовремя выполнить задание, наказывали всю группу — заставляли записывать под диктовку лекцию, которая могла длиться три или четыре часа. Я воспринимал это как издевательство. Кормили первое время плохо — давали пачку крупы на 20-25 человек. Потом, видимо, когда появились сведения, что центром заинтересовались органы, питание немного улучшилось.

Тимофей из города Вятка, 35 лет, говорит, что в Саратов его увезли обманом, предварительно заручившись поддержкой родственников. У него раньше происходили конфликты с законом из-за проблем с алкоголем и наркотиками, поэтому, когда пришли незнакомые люди, представившиеся сотрудниками полиции, и пригласили пройти с ними, он послушался. Сел в машину и оказался в чужом городе, отделённый от мира решётками на окнах реабилитационного центра.  

Самое главное — за пребывание взаперти родственники пациентов платили от 30 до 50 тыс. руб. в месяц в зависимости от финансовых возможностей. Сроки же реабилитации были весьма неопределёнными. Так, Елена, мама Сергея, поместила сына в центр всего лишь на месяц для оказания срочной помощи. Но затем её убедили, что процесс надо продолжать и, соответственно, оплачивать. В итоге она выложила 180 тыс. за полгода. Сына освободили раньше, но деньги не вернули, объяснив, что эта сумма… зачтётся при следующем обращении.

Договоры с родственниками пациентов (заказчиками) и ими самими (потребителями услуг) заключались, но с такими формулировками, что выполнение обязательств даже не предполагалось. Например: «Исполнитель не может гарантировать, а Заказчик и Потребитель не вправе требовать гарантированного результата по договору, поскольку результат не зависит всецело от Исполнителя, а в большей степени от воли и действий Заказчика и Потребителя».

Спрашивается, для чего же в таком случае вообще нужен договор?

 

Через пытки — к счастью

Следователь по особо важным делам СО по Кировскому району г. Саратова Сергей ЛИБЕРМАН считает, что уголовное дело, которое доверили ему вести, имеет хорошие перспективы.

— По нашей версии, некоторых людей незаконно помещали в этот центр и незаконно, против их воли там удерживали. Мы предполагаем, что цели у организаторов этих действий были корыстными: взимались деньги за услуги, которые не оказывались или оказывались некачественно. Если кто-то и получал медицинскую помощь в стенах реабилитационного центра, тот же эффект мог быть достигнут при простом вызове врача на дом.  

Следователь отметил, что прецеденты по России есть. В 2017 г. в Оренбурге приговорили к значительным срокам заключения — 5 и 7 лет — двоих сотрудников реабилитационного центра — терапевтического сообщества «Вершина-Оренбург», похищавших людей и силой привозивших их в заведение.

Есть аналогичный пример и в Саратове, правда, пока без судебного решения. В ноябре прошлого года сотрудники регионального УФСБ освободили более 40 человек из реабилитационных центров «Начало» и «Решение».

В сообщении силового ведомства говорится, что там применялась та же программа «12 шагов».

«К указанным лицам применялись различные методы воздействия на психику, унижающие человеческое достоинство, в частности их лишали пищи, медикаментов и сна. За невыполнение требований реабилитанты подвергались наказаниям, граничащим с пытками. Людей заставляли переписывать по тысяче раз определения и тезисы из программы, что могло затягиваться до 3-4 часов ночи. Отказывающихся это исполнять заставляли носить на шее перевязанные бечёвкой ёмкости с водой, покрышки или двери, снятые с проёмов. Самое частое наказание — это обливание ледяной водой».

Родственники пациентов платили за эти издевательства от 50 до 70 тыс. руб. в месяц. Сейчас ведётся следствие по уголовному делу, возбуждённому по п. п. «а, ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы).

Р. S. По поводу нынешнего уголовного дела можно добавить, что сторона обвиняемых тоже не теряет оптимизма и верит в благополучный для себя исход. Во всяком случае, в апреле нынешнего года прокуратура Кировского района ответила матери Сергея на её обращение, что сына в центре кормили четыре раза в день, от еды он никогда не отказывался и «оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 5 июня 2019

Заголовок в газете: 12 шагов в пропасть

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру