Продовольственные магазины будут вынуждены принимать тару у населения

Принудить, заставить, обязать - складывается впечатление, что российские власти не знают других глаголов в общении как с гражданами, так и с бизнесом

Теперь могут пострадать и те, и другие. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил трём ведомствам проработать вопрос приёма магазинами полимерной и стеклянной тары. Таким образом чиновники хотят решить экологическую проблему переработки отходов, взвалив её на плечи продуктового ритейла. Куда и кому будут сдавать пустую тару магазины, учитывая, что крупные заводы по переработке вторсырья в стране можно пересчитать по пальцам, можно только догадываться. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

Принудить, заставить, обязать - складывается впечатление, что российские власти не знают других глаголов в общении как с гражданами, так и с бизнесом

7 рублей штука

Минприроды, Минпромторгу и Минэкономразвития дано поручение от премьер-министра страны: подумать, как обязать торговые сети принимать от населения стеклянную и пластиковую тару, и высказать свои предложения уже в этом месяце. Идея была взята не с потолка, с ней долго носились члены фракции «Справедливая Россия» и даже разработали ориентировочный прейскурант: платить гражданам по 5-7 руб. за пустую бутылку, поскольку депутаты понимают, что без механизмов денежного поощрения потребители не понесут обратно в магазин пустые бутылки.

Предложение было поддержано в Минпромторге. Однако в ведомстве отметили, что принятие инициативы невозможно в рамках существующего санитарного законодательства. Действующий СанПиН 2524-82 гласит: «Не разрешается устройство пунктов по приёму вторичного сырья от населения в помещениях продовольственных и промтоварных магазинов, в помещениях складов этих магазинов, на территории предприятий торговли и общественного питания».

В Минприроды РФ хитро извернулись, выразив готовность «концептуально поддержать инициативу» и рассмотреть пилотные проекты, которые представит Минпромторг. Его и предложили выбрать ответственным исполнителем по указанному поручению. Сами ритейлеры пока не представляют, как можно организовать сбор бутылок. Если только поставить специальные автоматы для приёма тары по примеру Финляндии, США и других стран. Но и эту идею ритейл подвергает сомнениям. Свои опасения высказал одному из федеральных СМИ Сергей БЕЛЯКОВ, председатель Ассоциации компаний розничной торговли: «Мы аппараты поставим, а люди не будут их наполнять, либо мы не будем иметь мощностей, куда мы направляли бы их на переработку. И всё это будет утилизироваться самым простым способом — выбрасываться».

Не поддержали идею о всеобщей «обязаловке» по сбору потребительской тары и в Федеральной антимонопольной службе. Глава ведомства Игорь АРТЕМЬЕВ назвал это предложение «странным и непонятным». Он отметил, что торговые сети не занимаются производством товаров, соответственно, у них нет необходимости в приёмке тары.

 

Убытки оплатит покупатель

Саратовские эксперты считают, что для решения экологической проблемы и налаживания системы переработки вторичного сырья одних магазинов, принимающих бутылки, будет недостаточно.

— В идеале весь мусор должен быть отсортирован и только потом утилизирован, — говорит Михаил ВОЛКОВ, председатель комиссии по экономике и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области. — Отдельно пластик, отдельно стекло и так далее. Лет 10-15 назад в Саратове частная компания ставила контейнеры для раздельного сбора мусора, но хорошая идея не прижилась, так как без государственного участия подобные инициативы обречены на провал. Нужно начинать с малого: с выпуска сборных вёдер для населения, в которые будет удобно складывать отходы, не смешивая их, а также с установки уличных контейнеров, предназначенных для разных категорий отходов. Ну и конечно, заводам по утилизации государство могло бы предоставлять какие-либо льготы: налоговые, по тарифам, дабы предприятия могли получать прибыль и принимать, скажем, бутылки не как мусор, а как сырьё. Когда отходы превращаются в доходы, система начинает работать.

Что же касается магазинов, то, как полагает общественник, предприниматели найдут законные лазейки уйти от обязанности по приёму стеклотары и ПЭТ-бутылок.

Комментарий эксперта

Михаил Волков, председатель комиссии по экономике и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области:

— Обязать магазины принимать пустые бутылки можно. Вот только будет ли от этого толк? Предприниматели найдут массу законодательных актов, объясняющих, почему они не могут принимать бутылки. Наказывать, штрафовать их? Но за что? Магазин может формально принять 1-2 бутылки — и всё. Если предпринимателя спросят, почему он не принимает больше, он объяснит, что нет места, и вообще он соблюдает совсем другие нормы, ведь магазин, тем более продовольственный — это не склад. Поэтому если изначально возложить обязанности по сбору бутылок лишь на одно звено — магазины, смысла в этом не будет. Нужно с самого начала уйти от формализма и заниматься всей цепочкой, где каждое звено должно быть заинтересовано в том, чтобы принять, отсортировать, транспортировать, перерабатывать.

По мнению Наталии ПАНФЁРОВОЙ, председателя регионального отделения «Опоры России», в нашей стране вменить предпринимателям в обязанность можно всё, что заблагорассудится чиновникам. Другое дело, что последствия того или иного новшества могут быть самыми непредсказуемыми.

— Предполагаю, что от подобных инициатив пострадают как маленькие магазины, так и простые потребители, — высказывает свою точку зрения Наталия Владимировна. — Пока власти ведут речь о торговых сетях. То есть покупатели будут возвращать пустые бутылки в сети, и, надо полагать, даже в том случае, если приобрели напиток в маленьких магазинчиках. Значит, у торговых сетей прибавится покупателей, а в небольших магазинах, которым сегодня и так трудно выживать, клиентов станет меньше. Второй момент: очевидно, что в этом случае вырастут расходы торговых сетей, ритейл не захочет терять в деньгах и будет компенсировать расходы за счёт увеличения стоимости напитков. Для одних покупателей повышение цены на квас, минералку, лимонад на 5-7 рублей не окажется критичным, для других, учитывая общее удорожание продуктов, рост цен стадет заметен.

Комментарий эксперта

Наталия Панфёрова, председатель совета саратовского регионального отделения «Опоры России»:

— На мой взгляд, любая законодательная инициатива должна подвергаться оценке регулирующего воздействия. Это процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативных правовых актов, дабы своевременно выявить в них положения, приводящие к избыточным ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам для бизнеса. Считаю, что предложения по бизнесу нужно отдать для оценки «большой четвёрке»: Торгово-промышленной палате, Российскому союзу промышленников, «Опоре России» и «Деловой России». Есть ещё одна сторона — Общественная палата, которая тоже может внести замечания и коррективы. В противном случае благая цель — улучшить экологическую обстановку и наладить переработку использованных бутылок может негативно отразиться как на предпринимателях, так и на потребителях.

Учитывая реалии нашего времени, несложно догадаться, что следом за сетями бремя сбора тары может лечь и на другие объекты розничной торговли.

Саратовский предприниматель Михаил ЯКУШЕВ (сеть магазинов «Бир Клаб») не совсем понимает, зачем магазинам дополнительная нагрузка.

— Где складировать бутылки — у нас нет дополнительных площадей, кто станет возмещать затраты, если мы будем платить покупателям за пустые бутылки из собственного кармана? — задаётся вопросами Михаил Николаевич. — Куда сдавать тару, где искать заводы по переработке, которые её будут принимать? Да и кроме того, мы занимаемся продуктовой линейкой, магазины — не склад по сбору и хранению. Считаю, подобные идеи крайне далеки от реальности. Если бы была введена многооборотная тара, как во всём мире, это было более полезное новшество: покупатель сдаёт пустую бутылку и ему продают напиток без стоимости тары. Далее она проходит несколько степеней очистки и возвращается в производство. Но в России это запрещено, все бутылки у нас одноразовые: выпил напиток и тару выбросил.

Комментарий эксперта

Сергей ЖУКОВ, член правления Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

— Магазины должны заинтересоваться сбором тары: скажем, взяли бутылки у населения по 5 рублей, а сдали по 6-7 рублей заводу на переработку. Тогда это будет им интересно. Поэтому, на мой взгляд, намерение благое, но абсолютно не проработанное. Ведь на самом деле у нас всё усыпано бутылками, все берега Волги, острова — как стеклянными, так и ПЭТ-тарой. Но пока с переработкой обстоят дела не очень хорошо. Как-то у меня арендовали складские помещения предприниматели и пытались перерабатывать ПЭТ-бутылки. В результате что-то у них не пошло и они быстро закрылись. Конечно, в Европе давно перерабатывают стекло, ПЭТ-тару, алюминий, но в нашей стране цивилизованная переработка пока не складывается: бутылки вывозят на полигоны. Здесь каждое звено тянет за собой другое: не отлажена механика сбора, хранения, логистики, переработки бутылок. И вопросов больше, чем ответов. Если министерства, которым дано поручение проработать эту тему, на них ответят, инициативу можно будет назвать неплохой.

 

Крышки направо, бутылки налево

По мнению Андрея КРУПИНА, председателя комиссии по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям Общественной палаты Саратовской области, обязать торговые сети принимать пустую тару не так-то просто, потому что работа с отходами (коими являются использованные бутылки) является лицензированным видом деятельности.

— Я не совсем понимаю, как частные магазины можно обязать принимать стеклотару и ПЭТ-бутылки, — говорит общественник. — Во-первых, бутылки из под напитков — это отходы, чтобы их принимать, нужна лицензия. Транспортировать — тоже лицензия. И помимо этого ещё масса документов. Ещё необходимо помещение, специально предназначенное для хранения бутылок, на него нужно получить санэпидзаключение. Далее: куда магазины будут девать эти бутылки? Где искать переработчиков? Получается, что предпринимателей, которые занимаются продуктами, втягивают совсем в иную сферу деятельности, далёкую от основной. Во-вторых, тару нужно сортировать, этим должны заниматься люди, обученные обращению с отходами. Смешанные отходы никто не примет. То есть зелёные стеклянные бутылки должны быть отделены от жёлтых, вымыты, сложены в отдельные контейнеры. То же самое касается ПЭТ-бутылок, там ещё сложнее: крышка — отдельно, бутылка — отдельно, их нужно прессовать. Это только на первый взгляд кажется, что всё просто: собрал бутылки, положил в ящики и повёз. Сфера отходов крайне специфична, для работы с ними нужно тщательно изучать законодательную базу. Сейчас три ведомства готовят предложения в этом направлении. Осталось дождаться, какие рекомендации поступят от федеральных чиновников.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 12 июня 2019

Заголовок в газете: Послание в бутылке

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру