Выпускник саратовского лицея получил международное признание

5 августа в Гонконге подвели итоги 16-й международной географической олимпиады для старшеклассников, в которой приняли участие сборные 42 стран

22.08.2019 в 10:57, просмотров: 1193

В интеллектуальном состязании, состоявшем из трёх этапов, сошлись более 170 человек. Но триумфальную победу одержали российские школьники, завоевавшие и «золото», и «серебро» международного турнира. В составе сборной России был саратовец Михаил Балабан — он привёз из Гонконга серебряную медаль!

Выпускник саратовского лицея получил международное  признание
фото saratov.gov.ru. Михаил Балабан крайний справа.

Никогда ещё представитель Саратовской области не участвовал и не побеждал в международной олимпиаде по географии! Весь педагогический коллектив лицея № 2 по праву гордится успехами своего воспитанника и верит, что это только начало большого пути.

 

Судьбоносная карта

Вряд ли родители мальчика, выбирая в подарок четырёхлетнему малышу политическую карту мира, могли подумать, что фактически предопределили его судьбу. Сначала ребёнок просто выучил названия государств и столиц, научился находить их месторас­положение на карте. Это была всего лишь увлекательная детская игра. Но, как оказалось, взрослея, Миша не утратил интереса к исследованию географических карт. Отец Михаила до сих пор удивляется такому увлечению сына, ведь по мужской линии в роду были только военные и инженеры. Сам Олег Михайлович — преподаватель математики, а мама Виктория Владимировна имеет юридическое образование. Хотя все с раннего детства отмечали, что мальчик очень начитанный и не по годам эрудированный, трудно было представить, что изучение именно географической науки приведёт к такому феноменальному результату.

Настоящее, вдумчивое овладение предметом началось с пятого класса, как только в школьном расписании появилась такая дисциплина — «география». На неординарные способности, исключительное трудолюбие и целеустремлённость Михаила практически сразу обратила внимание учительница географии Надежда МАСКАЕВА. Как говорится, они нашли друг друга. Педагог, увлечённая своим предметом и участием в различных олимпиадах, смогла и в ребёнке зажечь страсть к здоровому соперничеству в изучении географической науки. И постепенно, год за годом они стали покорять вершины районных, областных, а потом и всероссийских конкурсов. Педагог и ученик вместе прошли все этапы от первого школьного тура до триумфального международного. Научный и творческий союз двух одарённых людей оказался очень плодотворным.

Поэтому закономерно, что на вопрос «Кто оказал наибольшее влияние и приобщил к географии?» Михаил чётко отвечает: «Это, конечно же, родители, которые всегда поощряли мой интерес ко всем наукам, и мой учитель географии Надежда Анатольевна Маскаева, благодаря которой я стал изучать закономерности и процессы, происходящие в оболочке Земли, а с 7-го класса начал участвовать в олимпиадах».

 

Через жёсткий отбор

Михаил впервые попал на школьную олимпиаду в 2014 г. и уже через три года вышел на всероссийский уровень, но пока ещё со скромными результатами. В 

2018-м БАЛАБАН уже был в числе призёров. А в нынешнем году произошёл стремительный взлёт. В конце апреля Михаил стал победителем Всероссийской олимпиады по географии в Казани. В новом статусе вошёл в сборную России и в июле завоевал бронзовую награду Балтийской олимпиады школьников BalticiGeo в Калининграде, в которой принимали участие ученики из стран Северо-Восточной Европы. Несмотря на третье место, именно Михаила отобрали для участия в международной олимпиаде, потому что соответствовал всем критериям.

— Во-первых, при отборе учитывалась динамика развития участника, смотрели, есть ли ежегодная прибавка по результатам и каков потенциал. Во-вторых, необходимо было знание английского языка, и это очень важный критерий, ведь все задания даются без перевода, нужно всё понять и правильно ответить. В-третьих, отбор участников, а в команду набиралось четыре человека, проходил ещё и на сборах, где давались задачи повышенной сложности, приближённые к олимпийскому уровню. Отбор был жёстким. Когда узнал, что еду в Гонконг, испытал восторг!

Журналисты старались допытаться у Надежды Маскаевой, как она воспитала такого талантливого ученика? Преподаватель говорит, что у неё нет никакого особого секрета. Просто нужно постоянно тренироваться, решая задания разного уровня, и, конечно, любить детей и дело, которым занимаешься. По мнению педагога, к олимпиаде невозможно «натаскать». Участие в олимпиадах требует нестандартного подхода к решению задач, поэтому для достижения высоких результатов недостаточно знаний, полученных в рамках только школьной программы. И здесь очень выручает интернет, где можно найти всё, что требуется. По словам предователя уровень сложности заданий из года в год становится всё выше, приходится постоянно тренироваться. Чтобы победить в географической олимпиаде, недостаточно знать только исключительно данный предмет. Нужно с головой погрузиться в математику, физику, историю, биологию. Хорошие знания всех этих дисциплин в совокупности и помогли Мише завоевать международную награду. К тому же он перерос своего учителя в том, что знает английский язык, без языковой подготовки на международном уровне делать нечего. Стоит отметить, что ученик лицея впервые добился столь выдающегося успеха. 

 

Наука на фоне экзотики

Незабываемым было само путешествие в Юго-Восточную Азию. Причём молодой человек первый раз выехал за рубеж и сразу совершил такой длительный, почти 10-часовой перелёт в другую часть света. Кстати, финансирование дорогостоящей поездки взяло на себя Министерство образования РФ, а вот дорогу из Саратова до Москвы и обратно, во всех случаях участия в разных олимпиадах оплачивало министерство образования Саратовской области.

— Первое впечатление от Гонконга — очень жарко и влажно. И вся территория города, который является специальным административным центром Китайской Народной Республики, застроена множеством высотных зданий. По количеству небоскрёбов Гонконг занимает одно из первых мест в мире, — рассказывает Михаил. — Мы жили в общежитии Гонконгского педагогического университета, который и являлся организатором олимпиады. Из окна открывался шикарный вид на Южно-Китайское море. Гонконг расположен на нескольких крупных островах, полуострове Коулун, к его территории относятся ещё 262 мелких острова. В этом городе-государстве, одном из ведущих финансовых и торговых центров мира, наряду с техническим прогрессом уживается древняя культура с многовековыми традициями, здесь переплетаются европейская и китайская культуры. Гонконг не зря называют городом контрастов. Две части мегаполиса выглядят совершенно по-разному. Центр застроен шикарными небоскрёбами, всё кругом сверкает и сияет огнями. На окраине вид совсем другой: здесь тоже расположены дома большой этажности, построенные в 70-х годах прошлого века, но они очень обшарпанные, к тому же тут много классических китайских рынков. В разных частях города разный этнический состав населения. В центре проживает до 30% белых, а на окраине — только китайское население. Меня впечатлила специфическая кухня и то, что во всех ресторанах содержат аквариумы со свежими морепродуктами. Рыбу, устрицы, различных членистоногих вылавливают только по требованию гостя, тут же разделывают и готовят. Я первый раз в жизни здесь попробовал омара. Очень вкусно!

Россиянам, впервые оказавшимся в экзотической стране, пришлось справиться со своими эмоциями и желанием бесконечно гулять по улицам города. У них в этом мегаполисе были совсем другие цели. Сначала нужно было сосредоточиться над решением шести задач письменного этапа, каждая из которых состояла из более мелких подзаданий. Все вопросы были связаны с разными областями географии. Например, требовалось объяснить, как какое-либо явление влияет на разнообразные процессы, происходящие в городской среде Гонконга. И хотя обычно на международных турнирах организаторы стараются не привязывать задания к конкретной географической точке, тут нашим школьникам пришлось вспоминать всё, что они читали про Гонконг, готовясь к поездке.

Мультимедийный тур представлял собой компьютерное тестирование и состоял из более чем 40 вопросов. Это были даже не вопросы, а маленькие задачи, которые надо было решить, выявить некие закономерности или даже произвести расчёты. На всё давалось 75 минут, Михаил справился с заданием раньше. А вот полевой этап проходил на открытой местности, и в выполнение этого задания коррективы внёс приближающийся тайфун. Когда угроза миновала, ребят вывезли в посёлок Сайкун, расположенный на морском побережье недалеко от места их проживания. От участников олимпиады требовалось пройтись по берегу и описать меры защиты от эрозии, а также определить транзитную роль данного посёлка между разными районами Гонконга. Кроме того, нужно было сделать функциональное зонирование населённого пункта: отметить, какие функции выполняют торговые точки, расположенные на первых этажах зданий. Всё требовалось систематизировать и отобразить на карте. Очевидно, что при выполнении этого задания невозможно было бы обойтись курсом школьной географии, здесь нужны более глубокие знания, в том числе, совершенное знание английского языка.

 

Стал студентом МГУ

По собственному признанию Михаила, отправляясь в Гонконг, он, конечно, был уверен в своих силах и рассчитывал на медаль, правда, претендовал только на «бронзу». Когда узнал, что удостоился серебряной награды, испытал бурю восторженных эмоций! Все труды были не напрасны, и это «серебро» для саратовца действительно оказалось дороже «золота», которое, кстати, завоевала москвичка Лада АНТОНОВА. В тот же день на своей страничке в соцсетях он написал: «Жизнь удалась!» И хотя выпускник лицея

№ 2 сдал ЕГЭ с превосходным результатом 293 балла и мог рассчитывать на поступление в любой вуз России, итоги единого госэкзамена ему не понадобились. Как победителя олимпиады Всероссийского и международного уровня Михаила Балабана сразу зачислили в число студентов самого престижного вуза страны — Московского государственного университета. И сейчас первокурсник географического факультета МГУ пакует чемоданы, настраиваясь на учёбу в столице. Свою дальнейшую жизнь он связывает, конечно же, с любимой географической наукой.