Саратовские школы пытаются создать условия для обучения инвалидов

Инклюзивное образование для детей с особыми возможностями здоровья, в том числе и с серьёзными нарушениями развития, уже несколько лет является реальностью для многих школ Саратовской области

17.10.2019 в 15:12, просмотров: 754

Это означает, что общеобразовательные учреждения становятся доступны для обучения любого ребёнка: кому-то понадобится пандус, кому-то отдельная образовательная программа. Федеральный проект «Современная школа» в рамках нацпроекта «Образование» прописывает создание безбарьерной среды в школах, которая позволит обучаться детям с ограниченными возможностями здоровья. «МК» в Саратове» выяснил, как создаётся безбарьерная среда в общеобразовательных учреждениях региона.

Саратовские школы пытаются создать условия для обучения инвалидов
фото pixabay.com

Образовательный эффект

В ходе государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг. в Саратовской области с 2014 г. созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования в 125 образовательных организациях (в 2015-м таких школ было всего 88). Кроме того, в различных образовательных организациях области, не участвующих в вышеуказанной программе, тоже есть условия для приёма детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ребятишек-инвалидов.

Как говорят директора саратовских школ, инклюзия — гибкая система, основанная на том, что все дети разные, они вовсе не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут обучаться в общеобразовательных учреждениях.

В средней школе № 3 Красного Кута учатся 700 учеников, из них 43 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Пять лет назад школа начала готовиться к обучению детей с ОВЗ: в первый год обновляли инфраструктуру, закупали оборудование, а затем на обучение пришли первые ребятишки, имеющие проблемы со здоровьем. По словам директора школы Светланы ЧИЖЕНЬКОВОЙ, в образовательном учреждении есть оборудование для слабовидящих, слабослышащих детей, а также тех, у кого имеются нарушения опорно-двигательного аппарата. Для учеников с ДЦП приобрели специальные парты: их крышки регулируются по высоте, чтобы ребёнку было удобно сидеть. В столовую заказали столы, за которыми могут разместиться дети в инвалидной коляске. Есть сенсорная комната, пандусы, поручни, специальные сан­узлы — всё, что требуется для комфортного пребывания детей с ограниченными возможностями в школьных стенах.

— Диагнозы у детей с ОВЗ разные: расстройства аутического спектра, нарушения интеллекта, ДЦП, — говорит Светлана Анатольевна. — Зачастую у одного ребёнка целый букет диагнозов. И к сожалению, с каждым годом таких ребятишек становится всё больше. Педагогам, конечно, тяжело: порой в классе сидят 3-5 учеников с разными диагнозами. Учитель должен работать с 20 школьниками, которые обучаются по обычной общеобразовательной программе, но также уделить внимание детям, которые проходят адаптированную программу. Пока мы справляемся, хотя не мешало бы добавить несколько ставок дефектолога и логопеда.

 

Invalidov.net

Во время реализации программы «Доступная среда» с 1 сентября 2014 г. школа № 10 г. Аткарска начала обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе есть всё необходимое: подъёмник, пандусы, перила, инклюзивные туалеты. В этом году открылась арт-студия, и теперь ученики получат возможность развить свои творческие способности.

— Один шестой класс — 12 человек — полностью состоит из ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, — рассказывает директор школы Алла ПОТАПОВА. — Все они обучаются по адаптированной программе. Диагнозы у детей разные, в основном связанные с нарушением интеллекта, есть ребёнок с ДЦП и ещё несколькими сопутствующими диагнозами. Некоторые находятся на индивидуальном обучении, но всё равно участвуют во всех школьных мероприятиях, праздниках.

Комментарий эксперта

Алла Потапова, директор средней общеобразовательной школы № 10 г. Аткарска:

— Совместное обучение здоровых детей и ребятишек с ограниченными возможностями здоровья приносит пользу: здоровые дети становятся более дружелюбными и внимательными, а дети с ОВЗ более социализированными. Мы это заметили на собственном опыте: когда ребятишки пришли в школу, многие практически не разговаривали. Сейчас они могут сами себя обслужить в столовой, назвать блюдо, которое хотят купить. Некоторые не читали, не писали, сейчас многие читают. То есть, обучаясь бок о бок со здоровыми детьми, они очень хорошо «подтягиваются», что важно и полезно для ребят с ограниченными возможностями здоровья.

В школе № 6 г. Маркса восемь детишек с ограниченными возможностями здоровья.

— Ученики прекрасно ладят между собой, никаких конфликтных ситуаций не возникает, — рассказывает директор школы Галина ПОЛИЩУК. — Единственный момент: педагогам приходится нелегко, поскольку к детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный подход, они учатся по специальным адаптированным программам. В нашей школе учителя прошли курсы переподготовки для того, чтобы работать с такими детьми, сформирован штат: есть дефектолог-логопед, педагог-психолог. Конечно, хотелось бы принять специалистов на дополнительные ставки, но финансирования нет. Как нет и средств для обеспечения материальной базы, которая необходима для полноценного обучения детей с ОВЗ. Законодательство позволяет родителям ребёнка с ограниченными возможностями прийти в любую школу и сказать: мой ребёнок хочет у вас обучаться. И администрация учебного заведения не имеет права отказать при наличии свободных мест. На мой взгляд, было бы правильно, если бы школам, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставили пусть небольшое, но дополнительное финансирование.

Средняя школа № 12 г. Энгельса была одной из первых в городе, которая начала принимать на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Ученики с ОВЗ поступили в школу в 2008-2009 гг. Сегодня в общеобразовательном учреждении 11 детишек с ограниченными возможностями здоровья: кто-то находится на дистанционном обучении, есть ребятишки, обучающиеся как в школе, так и дома — с педагогами, которые приходят к ним из образовательного учреждения. В школе есть сенсорная комната, пандус, имеется кнопка вызова персонала, оборудованы специальные инклюзивные туалеты.

Комментарий эксперта

Алексей МИХАЙЛОВ, директор средней общеобразовательной школы № 12 г. Энгельса:

— Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях создаются условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это говорит о том, что через 5-10 лет каждая школа сможет взять на обучение таких детишек. Конечно, это несомненный плюс, так как совместное обучение учит терпимости, уважению друг к другу и толерантности. Только совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать как гармоничную.

 

Инклюзия без иллюзий

В Саратовской области функционируют и 20 отдельных государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. В их числе 8 школ-интернатов и 7 школ для детей с интеллектуальными нарушениями, интернат для ребятишек с нарушением опорно-двигательного аппарата, одно учреждение для детей с нарушениями речи и ещё 3 учреждения для незрячих и слабовидящих детей, а также слабослышащих.

На вопрос, почему родители не хотят отдавать больных детишек в коррекционные учреждения, где имеется штат медиков, логопедов и дефектологов, а пытаются устроить ребёнка в общеобразовательную школу, отвечает Ольга МАКЕЕВА, директор саратовского интерната № 4. Интернат на улице Чернышевского известен родителям, воспитывающим ребятишек с ДЦП. Именно в этом коррекционном учреждении занимаются детьми, у которых имеются нарушения опорно-двигательного аппарата. В интернате обучение немного растянуто: программу начальной школы дети проходят не 4, а 5 лет, потому что малыши сначала поступают в «нулевой» класс. Но как считает Ольга Макеева, многие дети с сохранным интеллектом способны к обучению, главное — найти к каждому индивидуальный подход.

— Пока ребёнок с ограниченными возможностями здоровья учится в начальных классах общеобразовательной школы, проблем, как правило, не возникает, — высказывает мнение Ольга Владимировна, — поскольку уроки ведёт один преподаватель. Но с 5-го класса учителя меняются, больному ребёнку нужно перемещаться из класса в класс, с этажа на этаж, и тут уже у родителей возникает дилемма: перевести в коррекционную школу или же пытаться доучиваться там, где ребёнок начал. К сожалению, родители не всегда верно оценивают возможности собственного ребёнка. Судите сами: сейчас в нашем интернате 126 детей, к концу учебного года их численность составит примерно 150 человек, так как придут те, кто «не потянул» общеобразовательную школу. Так происходит каждый год, родители приводят ребятишек в феврале, марте. Многие начинают понимать: одно дело, когда в классе 25 человек, и другое — когда 5-7, как в нашем интернате. Плюс лечение — массаж, физиотерапия между занятиями, бесплатное шестиразовое питание. И конечно, оборудование. У нас качественные итальянские подъёмники, специальные парты, перила, пандусы. Перед Новым годом для детишек с ДЦП, которые не могут писать ручкой, были закуплены специальные компьютеры.

Как указывает Ольга Макеева, было бы неверно говорить, что в интернате слабые образовательные программы: ребёнок с сохранным интеллектом так же, как и в обычной школе, сдаёт государственную итоговую аттестацию, получает аттестат об основном общем образовании. Ученики интерната занимают призовые места в олимпиадах, всероссийских конкурсах, после обучения поступают в техникумы и вузы.

Тем не менее, считает директор школы-интерната, инклюзия необходима.

 

Комментарий эксперта

Ольга Макеева, директор ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 4 г. Саратова»:

— Инклюзивное образование должно быть, потому что в нашем обществе низкая толерантность. В общеобразовательной школе могут обучаться разные дети — как здоровые, так и с ограниченными возможностями. Одноклассники научатся сострадать, сопереживать, помогать таким ребятишкам хотя бы в мелочах: подержать трость, принести из столовой булочку с чаем. Ученик с инвалидностью перестанет казаться диковинкой, а перед здоровыми детьми не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и для чего он нужен. Конечно, очень многое зависит от учителя. Важно уметь создать внутри класса тёплую, доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённым.

Эксперты подчёркивают: ценность инклюзии как современного тренда развития образования в том, что в её условиях каждый ребёнок уникален и у каждого свой путь приобретения опыта и знаний. Ребёнок в коллективе получает важный социальный опыт, взаимодействуя с одноклассниками. Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, он не ощущает своих недостатков. Ведь к нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие «особого» ребёнка мало чем отличается от развития здоровых детей.