В Саратовской области стало больше приёмных семей

Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему

Заповедь известного польского педагога Януша Корчака наизусть знают родители, решившие дать кров сироте. На первый взгляд кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы вырастить приёмного ребёнка — какая разница, своего воспитывать или приёмного? Однако статистика вторичного сиротства, когда опекуны или замеща­ющие родители возвращают сироту в детский дом, говорит об обратном. Как готовят приёмные «ячейки общества» к появлению нового члена семьи, выяснял «МК» в Саратове».

Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему
фото pixabay.com

Бездомные детдомные

Согласно проекту «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Образование» к концу 2024 г. не менее 75% родителей (законных представителей) детей должны получить услуги психолого-педагогической и консультативной помощи, также необходимо оказать поддержку гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи малышей, оставшихся без попечения родителей. Психологи помогут потенциальным приёмным родителям понять, насколько их намерение взять ребёнка в семью обдуманное и осознанное. А также ответить на вопросы: «Справлюсь ли я? Будет ли малышу комфортно в моей семье? Как мои родные станут себя чувствовать в новой ситуации?»

Сегодня согласно действующему законодательству граждане, желающие взять сироту в приёмную семью, должны пройти подготовку в Школе приёмных родителей. В Саратовской области такие школы работают уже давно, программа обучения представляет собой цикл занятий, рассчитанный на 80 часов и включающий как групповые встречи, так и индивидуальные консультации. В программе затрагиваются социально-правовые, психологические вопросы.  

Подготовка потенциальных родителей реализуется в 14 учреждениях области, подведомственных министерству образования области и министерству социального развития области. Работают также 23 учреждения, осуществляющих деятельность по профессиональному сопровождению замещающих семей. Что немаловажно: специалисты оказывают психолого-педагогическую, медико-социальную помощь не только замещающим родителям, но и детям, проживающим в этих семьях, пытаясь помочь вчерашним сиротам решить проблемы в обучении, развитии, в отношениях с приёмными родителями. За девять месяцев 2019 г. в школе прошли подготовку 224 кандидата, желающих взять в свою семью сироту.

Количество приёмных семей в регионе увеличивается: если в 2014 г. было создано 263 семьи, то в 2017-м уже 383. На сегодняшний день в Саратовской области 395 приёмных семей, в которых воспитываются 1196 детей. Только за девять месяцев нынешнего года образовано 15 новых семей, в них переданы 78 детей. Под опекой на данный момент находятся 4668 детей (опекунами, как правило, выступают близкие родственники).

Как рассказала Галина КАЛЯГИНА, начальник Управления специального образования и защиты прав несовершеннолетних минобразования области, в скором времени не только приёмные родители, но и опекуны — бабушки, тёти, сёстры и братья — пройдут через Школу приёмных родителей, поскольку чаще всего детей возвращают в государственные учреждения именно опекуны.

 

Комментарий эксперта

Галина Калягина, заместитель министра образования Саратовской области — начальник Управления специального образования и защиты прав несовершеннолетних:

— В Школе приёмных родителей с гражданами, желающими взять ребёнка в семью, сначала работает психолог. Во-первых, необходимо узнать мотивацию, а во-вторых, предупредить, что дети-сироты особенные. Зачастую будущие приёмные родители уверены: мол, своих воспитали, значит и чужого сможем. Но сироты проходят разный путь до того, как приходят в семью. И этот путь бывает очень тяжёлым. Дети чувствуют себя никому не нужными, так как один раз они уже потеряли свою семью. Поэтому замещающим родителям всегда нужно помнить, что к ним пришли дети со своим характером, чуждыми привычками и порой странными реакциями. Для понимания нужд ребятишек родителям необходимо знать психологические основы взросления детей, иметь возможность получать поддержку специалистов. Школа приёмных родителей рассчитана не только на подготовку, но и на сопровождение семьи. В первый год часто возникают проблемы, конфликты ребёнка не только с приёмными родителями, но и их родными детьми. Важно не доводить ситуацию до тяжёлого кризиса, наладить внутрисемейные отношения, и сопровождение необходимо на стадии, когда семья создана.

По словам Галины Владимировны, подавляющее большинство замещающих родителей имеют своих взрослых детей. Бум на «замещающую» многодетность минул нашу область: из 395 приёмных семей по одному ребёнку-сироте воспитывается в 89 семьях, по двое — в 120. Исключение составляют родители из Татищевского района, воспитывающие 14 детей, да ещё несколько семей, где воспитываются по 11 и 10 детей.

 

Без семьи

В 2020 г. в России будет создан реестр граждан, которые не смогут усыновить ребёнка или оформить над ним опеку, а также реестр лишённых родительских прав. Необходимость создания реестра связана с ростом случаев отмены опекунства и усыновления.

— По закону, если гражданин был лишён родительских прав либо отстранён от воспитания за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, то он уже не сможет стать опекуном, — объясняет Галина Калягина. — Но сейчас возникают ситуации, когда человека лишают родительских прав, он переезжает в другой субъект, где вновь берёт под опеку ребёнка. Хотя вполне возможно, что на его счету имеются факты жестокого обращения с детьми. На сегодняшний день между компетентными органами нет отлаженного механизма обмена сведениями о лицах, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями. Проверить граждан на «чистоту» крайне сложно, да порой и сами замещающие родители не говорят, из какого региона они прибыли. Теперь каждый орган опеки станет вносить в реестр данные родителей, лишённых родительских прав, или недобросовестных опекунов.

С 2016 г. в нашем регионе создана Ассоциация приёмных семей, которая оказывает помощь потенциальным и действу­ющим усыновителям, опекунам и приёмным родителям, содействует устройству в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организует встречи замещающих семей с целью обмена опытом по решению проблем, возникающих при воспитании детей. Сейчас в ассоциацию входят 50 приёмных семей из разных уголков Саратовской области.

Председатель организации Елена КИЧАЕВА воспитывает ребятишек-сирот вместе с собственными детьми и о проблемах, которые возникают в замещающих семьях, знает не понаслышке.

 

Комментарий эксперта

Елена Кичаева, председатель регио­нальной общественной организации «Ассоциация приёмных семей Саратовской области»:

— В планах ассоциации создание клуба приёмных семей, в который войдут родители, взявшие на воспитание детей-сирот. Мы станем обсуждать наболевшие проблемы, обмениваться опытом. Ведь с ребятишками бывает очень непросто найти общий язык. Дети-сироты могут выплёскивать боль и злость на окружающих, их поведение может выглядеть жестоким, но за этим, как правило, стоит травма, с которой ребёнок не может справиться. Они умело манипулируют взрослыми, поскольку такая модель поведения помогала им выживать в детском доме. И таким ребятишкам бывает сложно расстаться со старыми привычками. Часто мамочки не понимают, почему ребёнок не слушается, резко реагирует на ласку. Таких детей мало просто любить, к ним нужно найти подход, увлечь, заинтересовать, научить доверять. Обмен опытом, на мой взгляд, способен помочь многим семьям избежать конфликтов и тем самым профилактировать вторичное сиротство.

 

Точка (не)возврата

Вторичное сиротство — больная тема. Летом нынешнего года Верховный суд РФ обнародовал данные, согласно которым двух сирот из Саратова неоднократно возвращали в детские дома после отказов от них приёмных родителей. По материалам суда, от одного из подростков приёмные семьи отказались 49 (!) раз. Они испугались наследственности мальчика и дурной славы его родной матери. Ещё один девятилетний воспитанник детского дома возвращался в его стены 17 раз. Причиной отказа приёмные родители называли непоседливый характер ребёнка. В этом году в отношении 39 детей отменены решения о передаче на воспитание в семью.

Как считает известная саратовская общественница Ольга КОРГУНОВА, не только кандидаты в замещающие родители должны проходить обучением перед тем, как взять в семью ребёнка. Для самих сирот тоже нужно разработать программу, которая поможет им адаптироваться в семье.

 

Комментарий эксперта

Ольга Коргунова, руководитель саратовского регионального детского благотворительного общественного фонда «Савва»:

— Считаю, уже с семи лет ребёнка необходимо обучать по программе с условным названием «Учимся жить вместе», потому что многие сироты не понимают, что такое семья, и не знают, как жить в новых условиях. Бывает, что дети в приёмных семьях ведут себя, как потребители, будучи уверенными в том, что им все должны. Они не желают помогать по дому, не хотят хорошо учиться в школе, не понимают, что мама и папа устали на работе, и, не получив повышенного внимания, ведут себя агрессивно или, наоборот, уходят в себя. Поэтому как приёмные родители проходят 80 часов обучения, общения с психологами, социальными педагогами, так же и дети-сироты должны проходить свой курс, который поможет им привыкнуть к новым условиям жизни. Это профилактика вторичного сиротства, и обучаться совместному проживанию должны обе стороны.

Ольга Коргунова также отмечает: несмотря на поставленную государством цель определить в семьи максимальное количество сирот, не все дети способны жить у новых родителей.

— В нашей организации есть девочка-волонтёр из детского дома, — рассказывает Ольга Викторовна. — Сейчас она уже взрослая, учится в техникуме, но несколько лет назад, будучи в государственном учреждении, совершенно чётко выразила свою позицию: «В семью не хочу, жду, пока моя мама остепенится». То есть подросток не желал уходить к другим родителям и не принял бы их. Думаю, таких детей немало. Кроме того, бывают случаи, когда одинокая мамочка хочет взять из детского дома мальчика. А пацану-сироте, особенно когда он подходит к подростковому возрасту, требуется мужское воспитание. В интернате чёткий распорядок, учителя имеют авторитет. И если физкультурник сказал: сейчас отправляемся на пробежку, хулиганы становятся шёлковыми и слушают учителя. Выстроить такую систему в домашних условиях нереально, потому иногда подростки убегают от приёмных родителей или опекунов. Уверена, задача психологов — определить характер ребёнка и решить, сможет ли он жить в семье.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 13 ноября 2019

Заголовок в газете: Дети на выданье

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру