И тебя посчитаем
Известно, что системой всеобщей маркировки планируется охватить все группы товаров, продаваемых в России. По крайней мере по планам до 2024 г. она должна затронуть основную продукцию: начиная с одежды и обуви и заканчивая продуктами питания.
Маркировка лекарственных препаратов была сначала обкатана на пилотном проекте. При этом в 2017 г. её предлагали ввести только для жизненно необходимых лекарств, причём стоимостью «от определённой суммы». Эта идея активно обсуждалась на заседании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Участники комиссии называли границу стоимости от 500 руб., лекарства дешевле этой суммы предложили не снабжать дополнительной степенью защиты.
Вероятно, такая позиция ЕЭК была связана с тем, что эксперты фармацевтического рынка предсказали рост себестоимости дешёвых препаратов и в результате — их «вымывание» с рынка, если повальная маркировка охватит все лекарственные средства. А может быть с тем, что ранее представители фармацевтического сообщества озаботились подорожанием лекарственных препаратов до 20% в случае введения обязательной маркировки.
Тем не менее эксперты ЕЭК услышаны не были и маркировка должна была вступить в силу с 1 января 2020 г. Но буквально перед новогодними праздниками её введение перенесли до 1 июля нынешнего года.
Обойдёмся без фальшивок?
Саратовские эксперты не обошли вниманием вопрос маркировки лекарств.
— Процесс обязательной маркировки товаров и продукции уже вошёл в жизнь российских производителей, продавцов, импортёров и экспортёров, — высказывает мнение Андрей КРУПИН, член Общественной палаты Саратовской области. — Сейчас процесс набирает обороты и к маркировке меховых изделий и алкоголя присоединяются новые группы товаров. Конечно, бизнесу нелегко, ведь маркировка — это дополнительные траты. Но когда речь идёт о лекарствах, нужно понимать, что здесь затрагиваются стратегические интересы — жизнь и здоровье человека.
Именно поэтому, считает общественник, обязательная маркировка лекарственных препаратов вполне обоснована.
Комментарий эксперта
Андрей Крупин, председатель общественного совета при министерстве здравоохранения Саратовской области:
— Зачастую пациенты приобретают дорогостоящие лекарства, принимают их, не зная — подлинные они или поддельные. И хорошо, если такие пилюли не нанесут вреда здоровью. Но они могут просто «не работать», и тогда человек покупает другой препарат, который может стоить ещё дороже. И где шанс, что он снова не попадёт на фальшивку? В системе маркировки есть несколько очень существенных, на мой взгляд, плюсов. Первый: маркировка лекарственных препаратов поможет государству и предприятиям фармацевтического бизнеса контролировать запас лекарств, в том числе и стратегический, по регионам. Это означает, что любой дефицит будет устранён до его возникновения. Второй: потребитель сможет самостоятельно получить сведения о производителе лекарств, а также убедиться в его подлинности. Через мобильное приложение человек сможет проверить упаковку, считать код и сразу подать жалобу, если препарат нелегален или у него вышел срок годности. Конечно, есть вероятность, что затраты предпринимателей на маркировку лекарств могут в результате отразиться на цене таблеток и сиропов. Но в данном случае лучше немного переплатить, но знать точно, что приобретаешь качественный, не поддельный лекарственный препарат.
Сложно усомниться в словах эксперта. Вот только многочисленные исследования показывают: россияне всё чаще экономят на таблетках, мазях и каплях.
Так, в сентябре 2019 г. был опубликован результат опроса сервиса «Все аптеки» и проекта «Здоровье Mail.ru». Согласно исследованию каждый десятый россиянин экономит на лекарствах и ищет в аптеках самые дешёвые товары. Столько же опрошенных признались, что на лекарства у них уходит до половины (!) ежемесячного дохода. Ещё 5% сообщили, что денег на необходимые лекарства у них нет. Большинство опрошенных (75%) отметили, что в целом редко покупают лекарства. При этом каждый десятый участник опроса не может себе позволить даже витамины в сезон простуд. У стольких же есть возможность купить витамины только детям.
Тем не менее за маркировку выступают саратовские врачи.
Комментарий эксперта
Тимур САВИНОВ, врач, член регионального штаба Общероссийского народного фронта в Саратовской области, модератор тематической площадки ОНФ «Здравоохранение» в регионе:
— Введение маркировки лекарственных средств должно стать неотъемлемой частью современного общества. Благодаря этому нововведению повысится прозрачность оборота медицинских препаратов, в результате существенно снизится количество фальсифицированного товара на российском фармацевтическом рынке. Помимо этого маркировка — это составляющая часть национального цифрового контура государства, направленная именно на то, чтобы каждый гражданин смог самостоятельно, с помощью любого гаджета отследить приобретаемый препарат, а следовательно, не только защитить свои права и интересы, но и получить гарантированно качественные лекарственные средства.
Лекарство и коварство
Несмотря на перенос сроков маркировки аптеки уже готовы к новшествам. Однако задержка произошла у компаний-производителей, которые ещё осенью сообщили, что не все производственные линии удалось подготовить для нанесения специальных кодов.
Комментарий эксперта
Александр АФОНИН, заместитель директора саратовской сети аптек «Канцлер»:
— Обязательная маркировка — весьма затратный процесс для аптек. Необходимо приобрести сканеры, которые будут считывать коды. Стоимость сканера примерно 7 тысяч рублей, в одну аптечную точку их нужно несколько. Один сканер необходим при приёмке товара, плюс в каждом окне должен быть свой сканер. Три окна работают — значит, три сканера. Требуются также изменения в программе, чтобы установить модуль, который работает с маркировкой. Но это, конечно, меньшие затраты. Все аптеки должны быть зарегистрированы в программе «Честный знак» — отечественной системе маркировки и отслеживания продукции. Программа позволяет проследить движение лекарственных препаратов от производителя в аптеки и медицинские учреждения. То есть благодаря этой программе можно бороться с контрафактной и некачественной продукцией.
Как указывает эксперт, у обязательной маркировки есть как плюсы, так и минусы.
— Плюс — это борьба с фальсификатом, который можно будет отслеживать с помощью маркировки, — говорит Александр Афонин. — Минус — штрих-код стоит денег (от 50 копеек до рубля). Казалось бы, немного, но если недорогой лекарственный препарат стоит 20 рублей, то 1 рубль — уже 5% от его стоимости. Производители поднимут цены, хоть и незначительно, и это повышение дойдёт до розницы.
Впрочем, покупка сканеров и лицензий на обновление онлайн-касс — мелочи по сравнению с серьёзными убытками, которые придут в аптеки вместе с новым налоговым режимом. Дело в том, что сегодня аптечные учреждения имеют право использовать налоговый спецрежим — ЕНВД (единый налог на вменённый доход) или, как его называют, «вменёнку». Налог на предполагаемый доход сейчас рассчитывается исходя из площади аптечного помещения и иных параметров. Однако вместе с введением маркировки одновременно будет отменено и льготное налогообложение, что, по мнению аптечных экспертов, может стать существенным ударом для аптечных учреждений.
Особенно тяжело придётся аптекам в маленьких посёлках и отдалённых сельских пунктах — они начнут закрываться одна за другой. Но если вы живёте в областном центре и считаете, что неприятности аптечного бизнеса обойдут вас стороной, то глубоко заблуждаетесь.
Летом 2019 г. СРО «Ассоциация независимых аптек» направило письмо федеральным чиновникам с просьбой принять во внимание негативные последствия вступления в силу законопроекта об отмене «вменёнки» для российского аптечного рынка. Сегодня в системе ЕНВД работает 40% аптечного рынка, причём в некоторых регионах доля таких организаций достигает половины, следует из письма членов Ассоциации. Как сообщило одно из федеральных СМИ (в чьём распоряжении оказалось письмо), при отмене «вменёнки» деятельность этих аптек станет убыточной и им придётся повысить цены на лекарства, не входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Причём некоторые аптеки всё равно не справятся с нагрузкой и будут вынуждены уйти с рынка, говорится в письме. Кроме того, в случае отмены льготного налогообложения расходы аптечных сетей возрастут не менее чем на 20%, в том числе на расширение штата и реорганизацию бухгалтерии, так как сейчас ЕНВД позволяет руководителю аптеки самостоятельно вести налоговую отчётность.
В итоге не исключено, что дополнительные расходы аптеки заложат в стоимость медтехники, БАДов и лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых. Вот только поможет ли им это удержаться на плаву, большой вопрос.
Как говорят сами игроки рынка, сегодня среди аптек большая конкуренция. И если поднять стоимость таблеток, мазей или растворов в одной аптеке, покупатели станут искать другую — где дешевле.
— Безусловно, при серьёзном увеличении налоговой нагрузки придётся где-то увеличивать наценку на лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших, изделия медицинского назначения, — говорит Александр Афонин. — Другого выхода из положения я не вижу. Хотя и сегодня рыночная наценка на пределе, а конкуренция среди аптек очень высока. И если у меня увеличится цена того или иного лекарства, а у моего «соседа» цена останется прежней, то покупатели могут уйти к нему.
Уже несколько лет подряд Вероника СКВОРЦОВА, ныне и. о. министра здравоохранения РФ сетовала на увеличение числа аптек и вместе с чиновниками своего ведомства разрабатывала различные идеи, как снизить количество «избыточных» аптечных учреждений. Оказалось, велосипед изобретать не стоило: тотальная маркировка лекарственных средств принудит уйти с рынка маленькие аптеки и небольшие сети, что снизит конкуренцию и даст возможность крупным игрокам устанавливать свои цены на пилюли, мази и растворы.