Саратовцы заплатят за введение обязательной маркировки

Введение маркировки для всех товаров ударит не только по бизнесу, но и по кошелькам потребителей, поскольку свои расходы предприниматели возложат на их плечи

Производители и продавцы не понимают, почему борьба с контрафактом, которая заявлена как одна из главных целей обязательной маркировки, должна проводиться за их счёт. Эксперты опасаются, что переход на новую систему налогообложения, сопровождаемую маркировкой, окончательно задушит малый бизнес, особенно в небольших городах и посёлках. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

Введение маркировки для всех товаров ударит не только по бизнесу, но и по кошелькам потребителей, поскольку свои расходы предприниматели возложат на их плечи
фото pixabay.com

Ход кнутом

Объявив о борьбе с контрафактом, власти начали вводить систему мониторинга движения отдельных категорий товаров от производителя до покупателя. К 2024 г. планируется распространить обязательную маркировку на все категории товаров. Сейчас обязательная маркировка охватывает более десяти товарных групп, среди которых меховые изделия, лекарственные препараты, духи и туалетная вода, табачная продукция, товары лёгкой промышленности, обувь и проч.

Минпромторг РФ утверждает, что переход на цифровую маркировку снизит стоимость товаров на 5-10%, объясняя это тем, что нелегальной продукции на рынке не будет, а легальные производители смогут выпускать больше товаров. Однако поверить в эту праздничную картинку довольно сложно, о чём неоднократно упоминал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей КАТЫРИН. В интервью одному из федеральных СМИ Катырин назвал затраты производителей на маркировку: стоимость китайской лазерной системы для нанесения маркировки на внутреннюю часть кожаной обуви начинается от 100 тыс. руб., оборудования и программного обеспечения для лекарственных препаратов с применением криптокодирования — несколько миллионов рублей, и это только на одну линию, а их может быть несколько...

Продавцов маркированных товаров тоже ждёт «сюрприз» — переход на другую систему налогообложения, которая потянет за собой дополнительные финансовые расходы.

Но судьба малого и среднего бизнеса власти интересует мало. Видимо, чиновники руководствуются принципом «выживет сильнейший». Пока бизнесу выделили несколько дополнительных месяцев для окончательной подготовки к маркировке.

Так, с 1 марта 2020 г. оборот немаркированной обуви должен быть запрещён, но буквально за день до «часа икс» — 29 февраля правительство РФ подписало постановление, которое на четыре месяца отложило обязательную маркировку. Как объяснил Минпромторг, «для комфортной подготовки бизнеса к обязательной маркировке обуви компаниям необходимо настроить интеграцию своих учётных систем с системой маркировки, некоторым участникам нужно будет обновить собственное программное обеспечение для передачи в систему маркировки информации о движении продукции, на что также потребуется время».

 

Налоги с большой дороги

Саратовские эксперты тоже с опаской относятся к новым изменениям.

 

Комментарий эксперта

Михаил ПЕТРИЧЕНКО, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области:

— Обязательная маркировка применяется уже к целым группам товаров, которых будет становиться всё больше. Предпринимателям придётся переходить с ЕНВД (единого налога на вменённые доход) и патентной системы на общую или упрощённую систему налогообложения, что приведёт к дополнительным расходам. Для небольших магазинов эти изменения могут увеличить налоговое бремя в 6-8 раз. А какие-то малые предприятия вообще закроются и уйдут с рынка. Хотя уже и сейчас наблюдается сокращение малого бизнеса, особенно в сельской местности.

Как отмечает бизнес-омбудсмен, малый бизнес уже не первый год «вымывается» из малонаселённых и удалённых районов области. К примеру, в Дергачёвском районе было около 500 представителей малого бизнеса, а стало меньше 200. Маленькие магазинчики закрываются, сетевые магазины в посёлках становятся нерентабельными, и всё это может привести к тому, что население останется без обслуживания.

— Отмечу, что порядка 15 российских регионов установили льготный переходный период на несколько лет, чтобы дать возможность предпринимателям адаптироваться к новой системе, — рассказывает Михаил Петриченко. — Мы выступали с подобным предложением, просили сохранить единый налог на вменённый доход или хотя бы дать переходный период на два года с уменьшенной налоговой ставкой. Но для нашего региона это довольно тяжёлая ноша. Что касается покупателей, то для них введение обязательной маркировки и увеличение налогового бремени для бизнеса не пройдёт незамеченным. Ведь предприниматель живёт за счёт покупателей. И конечно, свои затраты бизнес возложит на потребителей, дабы не оставаться в убытке. Думаю, что сложно придётся всем. Основная цель маркировки — вывести товарные группы в «светлую» зону. Хотя могу предположить, что на какой-то период мы получим обратный эффект: те, кто сейчас работает легально, уйдут в тень. Появятся торговцы-ходоки, у нас уже был период, когда люди ходили по офисам и торговали. Не исключаю, что такая форма торговли вернётся. То есть на какой-то период мы можем «откатиться» назад.

 

Комментарий эксперта

Наталия ПАНФЕРОВА, председатель Саратовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:

— Смысловая нагрузка закона о маркировке — это попытка вывести бизнес из тени, поскольку пока нет рычагов, воздействующих на подпольный бизнес. Как находили в гаражах и на складах контрафактную одежду и обувь, так и находят. Конечно, сказать, что введение обязательной маркировки сразу решит вопрос контрафакта, я не могу: пока существует потребность в дешёвом товаре, спрос на него, будут находиться лазейки, позволяющие шить и продавать фальшивые «Gucci».

Тем не менее, как считает Наталия Панферова, обязательная маркировка — правильная и хорошая задумка.

— Безусловно, в наш адрес приходит много нареканий на маркировку, потому что система пока не обкатана, — говорит Наталия Владимировна. — И существуют моменты, не совсем понятные для предпринимателей. Например, сейчас вскроются проблемы малых городов, небольших магазинчиков. Мы идём к цифровизации, но в малых городах не везде есть доступ к интернету. Как быть? Думаю, предпринимателей временно освободят от новшеств, пока в посёлок или городок не проведут интернет.

В сложившейся ситуации предпринимателям придётся подсчитывать, хватит ли ресурсов, чтобы остаться в легальном бизнесе, а потребителям — готовиться к повышению цен.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 11 марта 2020

Заголовок в газете: Стресс-код

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру