Музей Федина обзавёлся мультимедиа-гидом первым в Саратовской области

Режим самоизоляции, казалось бы, закрыл для нас двери учреждений культуры

Ни в театр, ни на концерт, ни на выставку… Печальное, на первый взгляд, обстоятельство помогло саратовским ценителям прекрасного и вечного оценить по-настоящему значение национального проекта «Культура». Ведь одно из его направлений — федеральный проект «Цифровая культура» — предполагает создание в разных городах России пятисот виртуальных концертных залов и онлайн-трансляции шестисот мероприятий с портала «Культура.РФ».

Режим самоизоляции, казалось бы, закрыл для нас двери учреждений культуры
фото из архива музея

Кроме того, планируется создание в масштабах всей страны 450 мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам. Для Саратова, славящегося своими музеями и художественными галереями, последнее особенно актуально. Чтобы лучше узнать, что такое мультимедиа-гид, корреспондент «МК» в Саратове» отправился в известный всем саратовцам и любимый ими музей К. А. Федина.

 

Год побед и новаций

В середине января нынешнего года на заседании коллегии министерства культуры Саратовской области директор Государственного музея К. А. Федина Наталия ЩЕЛКАНОВА поделилась достижениями минувшего года. Год тот для музея стал очень насыщенным и плодотворным.

— Мы выиграли два гранта, — сказала Наталия Юрьевна. — Российского фонда фундаментальных исследований — на научный проект по подготовке к изданию дневников Константина ФЕДИНА, и конкурса «Музей 4.0.» Благотворительного фонда Владимира ПОТАНИНА — на реализацию проекта «Кассилевский квартал, или Швамбрания. Место на карте». Расширились международные связи — выставка «В любви всецело. Федин и Германия» прошла в центральной библиотеке немецкого города Циттау.

Особо же директор подчеркнула, что в декабре 2019-го в музее появился мультимедийный гид в формате дополненной реальности по постоянной экспозиции музея. Благодаря ему экспозиция «Дом русской литературы ХХ века» предстанет перед посетителями в уникальном виде. Применяя современные технологии, они смогут самостоятельно ознакомиться с музейными экспонатами, узнать о них интересные факты, рассмотреть с разных сторон (что в привычной реальности невозможно), послушать рассказ аудиогида, причём не только на русском, но и на английском языке.

Такое сообщение способно заинтриговать кого угодно, и я отправился в музей на перекрёстке улиц Чернышевского и Октябрьской.

 

Музей в прицеле смартфона

На входе посетителей музея встречает большой портрет человека, чьим именем назван этот дом. Константин Федин с трубкой во рту сидит в кресле на фоне книжных полок. Это одно из самых известных изображений знаменитого писателя, гордости саратовской культуры. Художник Наталия НАВАШИНА-КРАНДИЕВСКАЯ впервые написала его в 1960 г. с натуры, наблюдая за классиком советской литературы в его рабочем кабинете на даче в Переделкино. Затем повторила в 1984-м. Авторское повторение портрета теперь и видят люди, приходящие в Фединский музей.

Рядом — баннер с надписью крупными буквами: «Новый взгляд на искусство. АRTEFACT». На нём подробная инструкция, как воспользоваться услугами мультимедийного гида: скачайте приложение, откройте выставку, нажмите кнопку, найдите экспонат с наклейкой АR и наведите на него телефон… Изображение экспоната — в данном случае портрета Федина — появляется на экране вашего смартфона, и вы можете узнать о нём всё, что хотите, вплоть до мельчайших подробностей и деталей.

— У каждого предмета определены точки интереса, их не менее трёх, — говорит главный хранитель музея Маргарита КРУГЛОВА. — Они обозначены на изображении кружками. Открыв приложение, можно узнать, почему Федин на портрете изображён именно в этом кресле, что за трубку он держит во рту, как художница работала над изображением рук писателя — это считается одной из самых сильных сторон её дарования — и многое другое. Конечно же, здесь приводится история создания картины, биография автора. Такие же сведения доступны обо всех экспонатах постоянной выставки «Дом русской литературы ХХ века, вошедших в программу мультимедиа-гида «Артефакт». Таких экспонатов пока сорок.

Маргарита Львовна отметила, что когда министерство культуры области сообщило о новой технологии, появившейся в музее, а затем те же сведения разошлись по СМИ, поступило очень много обращений от молодых саратовцев, в основном студентов. Их очень заинтересовал вопрос, что это за мультимедиа-гид и как с ним поскорее познакомиться. Налицо рост популярности культурных ценностей в глазах поколения, чья юность неотделима от путешествий по виртуальной реальности.

 

Не замена реальности, а её расширение

Директор Государственного музея К. А. Федина Наталия Щелканова с удовольствием рассказывает о технологических новшествах во вверенном ей учреждении.

— Мы стали участниками федерального проекта «Цифровая культура», входящего как составная часть в общий национальный проект «Культура». Из саратовских областных музеев в 2019 году — первом году реализации проекта — наш музей стал пока единственным, где замыслы воплотились в жизнь. В декабре прошлого года мы получили мультимедиа-гид в формате дополненной реальности. Он был создан в рамках проекта «Культура» на цифровой платформе «Артефакт». Первое, что делает наш новый гид — как любое виртуальное явление, он значительно расширяет доступ к нашим музейным сокровищам. Воспользоваться этим мультимедиа-гидом можно, не только придя в музей и имея смартфон, где установлено приложение «Артефакт». Это возможно сделать, сидя дома или находясь в любой точке земного шара. Для этого нужно всего лишь выйти на цифровую платформу с помощью компьютера, ноутбука или какого угодно информационного устройства. Гид по нашей экспозиции «Дом русской литературы ХХ века» размещён на платформе «Артефакт» и доступен всем пользователям компьютеров планеты. Любой человек может познакомиться с интересующими его экспонатами, даже не приходя в музей.

Наталия Юрьевна пояснила: в программу гида вошло, конечно же, далеко не всё, что представлено в «живой» экспозиции. И уже тем более лишь малая часть тех сокровищ, что хранят фонды музея. В «Артефакт», как уже говорила главный хранитель, включили всего сорок музейных предметов, в то время как в музейных фондах их насчитывается более восьмидесяти тысяч.

— На сегодняшний день это скорее «замануха», капля в музейном море. Хотя, с другой стороны, в программу мультимедийного гида, разумеется, вошли самые уникальные вещи, раритеты, гордость музея. У каждого из них интереснейшая история и огромная культурная ценность.

Другая сильная сторона мультимедиа-гида — он позволяет человеку, посетившему музей, получать информацию о любом заинтересовавшем его экспонате самостоятельно. Для этого не надо зависеть от экскурсовода, достаточно иметь смартфон и скачать на него — бесплатно! — приложение «Артефакт». Наводишь свой смартфон на знак-метку, что есть у всех предметов, и узнаёшь важные для себя сведения. Историю предмета, его изображение с разных сторон. «Точки интереса» на изображении дают возможности получить подробные сведения о том, что показалось наиболее значимым.

— Конечно, будет преувеличением сказать, что возможности мультимедиа-гида безграничны, — подытоживает Наталия Щелканова. — Но они способны значительно расширить представления о музейном экспонате и показать его с разных точек обзора.

Те, кто не имеет привычки часто приходить в музей, могут узнать о новшестве на официальном сайте музея К. А. Федина и на страницах музея в социальных сетях. Или увидеть сообщение на доске объявлений, пройдя мимо музейного здания.

При этом директор музея убеждена, что самые замечательные современные технологии — всё-таки не более чем инструмент помощи, приложение к контактному, визуальному, реальному знакомству с музейными ценностями. «Артефакт» не способен полностью заменить поход в музей. Его задача — разбудить интерес к культуре, истории, к памяти своего города и своей страны.

— Невозможно показать всё через виртуальные программы. Цифровые технологии должны помочь увеличить число людей, для которых живое общение с культурными ценностями станет насущной потребностью. Цифровизация не заменяет посещения музеев, а сигнализирует, привлекает внимание, говоря современным языком, рекламирует то, что хранится в музейных фондах.

Ситуация с пандемией коронавируса, с одной стороны, помешала получить полноценный эффект от внедрения новой технологии. В марте музей Федина, как и все культурные учреждения, закрыли. Но, с другой стороны, благодаря современным технологиям, в том числе мультимедиа-гиду, фединцы, как они сами говорят, «остались на плаву» в период самоизоляции. Первое, что они сделали, — стали активно распространять через все свои информационные ресурсы важную весть: у нас есть мультимедийный гид! Приходите к нам, оставаясь дома. Множество людей — и не только саратовцев — узнали, что в музей стоит сходить сразу же, как только будут сняты ограничения периода пандемии.

 

Вызов времени принят

Для того, чтобы пройти конкурс и войти в проект «Цифровая культура», сотрудники музея под руководством главного хранителя Маргариты КРУГЛОВОЙ подготовили летом прошлого года заявку и черновик мультимедиа-гида. Путём тщательного отбора были выделены сорок предметов из постоянной экспозиции, подготовили их цифровые изображения и статьи о каждом. Следующим этапом стало определение «точек интереса» у всех выбранных экспонатов. В сносках к ним давались пояснения особенностей, или дополнительные их изображения с более подробными деталями, или фотографии, отражающие процесс их реставрации.

Затем готовился текст аудиогида. Он должен был связать все сведения о предметах в единый рассказ. При этом написать его следовало простым, доступным языком, без перегруженности специфическими «музейными» терминами. Если без термина нельзя было обойтись, его следовало грамотно расшифровать.

При отборе заявок сотрудниками «Артефакта» учитывались такие критерии, как общая посещаемость музея, посещаемость иностранными туристами, культурная и художественная ценность экспозиции. Государственный музей К. А. Федина в Саратове признали достойным быть включённым в число первопроходцев по внедрению мультимедийного гида — всего в России по итогам 2019 г. их стало 78.

— Музеи всегда были хранителями старины, традиционных ценностей, памяти прежних поколений, — сказала Наталия Щелканова в завершение нашего разговора. — Поэтому они часто воспринимаются как учреждения, обращённые к прошлому. Но жизнь в ХХI веке стремительно меняется, время предъявляет свои вызовы — и музейные работники обязаны их принимать. Мы должны двигаться вперёд, при этом сохраняя те сокровища, что получили от предков. Современное лицо музея — вот что такое цифровизация в наши дни.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 24 июня 2020

Заголовок в газете: Выставки уходят в виртуальность

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру