Открытия саратовских учёных в годы войны стали фундаментом Победы

Мы уже не раз рассказывали о том, как в 1941-1945 гг. заводские цеха, ремонтные мастерские, колхозные поля Саратовской области превращались в участки фронта, где люди жили и трудились в боевом режиме

29.06.2020 в 16:01, просмотров: 3121

В дни, когда Россия отмечает 75-летие Великой Победы, нельзя не вспомнить о тружениках научных лабораторий, исследовательских групп, вузовских кафедр. В их честь не устраивали салютов, об их достижениях не сообщало Сов­информбюро, их имена были известны лишь в узких кругах. Но без научных разработок и открытий вряд ли было возможно выиграть крупнейшую в истории человечества войну. Саратов ещё в

1930-е гг. заслужил славу города науки, здесь работало 18 вузов.

Открытия саратовских учёных  в годы войны стали  фундаментом Победы
фото из архива СГТУ

В годы Великой Отечественной эта репутация получила подтверждение в боевых условиях. Корреспондент «МК» в Саратове» вспомнил о некоторых достижениях саратовских учёных, приблизивших Победу.

 

Университет военного образца

Из воспоминаний работников СГУ имени Н. Г. Чернышевского мы знаем, что война ворвалась в учебный процесс стремительно, в дни, когда завершалась летняя сессия, шли последние защиты дипломных работ студентами выпускных курсов. Более шестисот человек из коллектива университета — преподавателей и научных сотрудников — отправились на фронт, одни по мобилизации, другие добровольно. Те, кто остались, привыкали жить и работать в условиях военного времени, вести научные исследования для фронта.

Ректор университета Даниил Лучинин в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт. В декабре 1941 г. он погиб под Ленинградом. В июле 1941-го впервые в истории СГУ ректором была назначена женщина — 34-летняя Вера Артисевич, директор научной библиотеки. В своих воспоминаниях, вошедших в книгу «Вузы Саратова фронту и тылу в годы Великой Оте­чественной войны» Вера Александровна писала: «Саратовские учёные и инженерно-технические работники проделали огромную работу по перестройке промышленности на военный лад, по размещению и пуску эвакуированных в Саратов и область промышленных предприятий, расширению военного производства, изысканию новых сырьевых и энергетических ресурсов. С целью объединения исследований всех научных работников города в 1941 году при университете было создано бюро технической помощи и консультаций под руководством профессора Бориса Александровича Можаровского.

В план научно-исследовательских работ саратовского университета на 1942 год было включено 67 новых тем оборонного значения. За годы войны университет выполнил более 1000 анализов для предприятий, завершил более 500 исследований, дал свыше 1500 научно-технических заключений и более 2000 консультаций по изобретениям».

Помощь учёных требовалась по самым насущным вопросам. Так, завод № 235 просил дать заключение о возможности использовать местные месторождения фосфористых глин. СарГРЭС обращалась с просьбой провести анализ нескольких сортов угля. Во время войны всё это обретало стратегический смысл.

Все знают, что немецкие танки бойцы истребительных батальонов поджигали бутылками с горючей смесью. За ними закрепилось название «коктейли Молотова», часто упоминаемое и сегодня. Но не всем известно, что рецепты этих зажигательных смесей разрабатывались на химическом факультете СГУ. Кафедра неорганической химии, возглавляемая профессором Яковом Додоновым, получила специальное задание наркомата обороны СССР уже в первые дни войны — создать эффективное средство для уничтожения вражеской бронетехники. Саратовские химики предложили два рецепта такой губительной для «Тигров» и «Пантер» смеси. Первая включала в себя порошок алюминия, лигроин и жидкость, способную самовоспламеняться на воздухе. Вторая была сложнее по составу, но и более действенной: бертолётова соль, сахар, красный фосфор, алюминиевая пудра и концентрированная серная кислота. Испытания грозного оружия пехоты против стальных чудовищ вели в университетском городке. Бойцы рабоче-крестьянской Красной армии, не имевшие в избытке боевых гранат, с успехом применяли обе зажигательные смеси саратовского происхождения.

Одновременно на физико-математическом факультете под руководством профессора Петра Голубкова разрабатывают автоматический запальник к тем же самым противотанковым бутылкам и дают рекомендации по организации его серийного производства.

Член-корреспондент АН СССР, профессор Владимир Челинцев, которого часто называют отцом саратовской химической школы, в годы войны создаёт новый метод получения бензина. Выхода продукта становится вдвое больше, что даёт возможность снабжать фронт горючим. Он же разрабатывал проект невоспламеняющегося костюма и многое другое.

Продолжая горюче-топливную тему, нельзя не сказать, что именно во время вой­ны в Саратове было открыто Елшанское газовое месторождение. Это стало возможным благодаря теоретическим изысканиям, проведённым ещё в 1920-е гг. профессором СГУ Борисом Можаровским. Он же руководил работами по обнаружению газа вместе с заместителем начальника Главного геологического управления наркомата топливной промышленности СССР Василием Сенюковым. 28 октября 1941 г., в дни, когда вражеские полчища рвались к столице нашей Родины Москве, под Саратовом ударил первый газовый фонтан. А ровно через год, осенью 1942 г., в разгар Сталинградской битвы, первый газопровод соединил месторождение и СарГРЭС. Десятки оборонных заводов и фабрик, саратовских и эвакуированных в наш город, стали работать на местном топливе. Для саратовской промышленности это было громадным подспорьем. А профессор Можаровский во главе бюро технической помощи и консультаций СГУ продолжал сотрудничать со всеми геологическими организациями и учреждениями региона, организовывать экспедиции и разработки.

Не перечислить всего, что сделали учёные СГУ для фронта в грозные военные годы. Вот лишь приблизительный расклад по факультетам и специальностям.

Физики выполнили более 400 работ и технических заданий. Среди них разработка установки для испытания пробойной силы противотанкового ружья, изготовление узлов к оптическим прицелам, создание прибора для экспресс-анализа при варке танковых башен, градуировка и паспортизация эталонных спидобарографов для измерения экстремальных значений высоты и скорости самолётов-истребителей саратовского производства.

Химики вели работу по производству активированного угля для заполнения фильтров в бомбоубежищах, создавали заменитель резины для противогазов. Маски противогазов из саратовского материала испытывали в специальной камере против таких поражающих веществ, как хлор, хлоринкрин, иприт. В итоге противогазы стали изготавливать в нашем городе.

Геологи исследовали вопрос, как наладить запасное водоснабжение на заводских территориях, используя подземные воды.

Война заставляла университетских учёных ускорять время, думать за себя и за тех, кто на фронте, жить по боевому графику.

 

Тропа войны автодорожного

Технические вузы Советского Союза с момента получения известия о нападении Германии на нашу страну включились в напряжённый ритм работы для фронта. Саратовский автодорожный институт — мы знаем его как политехнический, а ныне как технический университет имени Гагарина — ещё до начала войны считался крупнейшей кузницей инженерных кадров. Теперь его учёные срочно переключились на выполнение особо важных оборонных заданий.

В условиях военного времени вузу оставили только подвальные помещения и мастерские. Но это не помешало создать на базе учебного гаража авторемонтную мастерскую Юго-Западного фронта. Там вместе работали преподаватели и студенты.

С самого начала они стремились не просто ремонтировать военные автомобили, поступавшие с фронта, но и совершенствовать их, укреплять, превращать в вездеходы. Научная работа тоже не прекращалась ни на один день.

В 1942 г. исследовательский коллектив кафедры автомобилей и двигателей во главе с доцентом Георгием Бутовским по заданию правительства в ускоренном темпе создал новую газовую топливную аппаратуру. Она позволила перевести транспортные двигатели на местное топливо, на питание газом, добываемым в Елшанском месторождении. Уже в феврале 1943-го опытный комплект аппаратуры установили на автомобиле ЗИС-5. Бутовский был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

На той же кафедре совместно с кафедрой электротехники провели исследования и испытания более 40 образцов специальной аппаратуры оборонного значения.

Кафедра ремонта автомашин и технологии металлов успешно освоила изготовление дефицитных запасных частей к автомобилям иностранных марок, поступавшим от союзников по антигитлеровской коалиции.

Кафедра мостов и строительства по специальному заданию Генерального штаба РККА дала заключение по 250 искусственным оборонительным сооружениям, предварительно проведя их обследование.

Преподаватель Саратовского автодорожного института Виктор Бойницкий ещё до войны написал диссертацию на тему «Маскировка военных объектов и промышленных объектов оборонного значения». В годы Великой Отечественной его теоретические и практические разработки приобрели неоценимое значение. Уже в конце июня 1941 г., в первые дни после нападения гитлеровской Германии на СССР он получил назначение — стал начальником отдела технической маскировки штаба местной противовоздушной обороны Саратова.

Когда в 1942-м и затем в 1943 г. на Саратов посыпались немецкие бомбы, Бойницкий и его команда сыграли главную роль в защите и спасении от налётов вражеской авиации ведущих оборонных предприятий города — авиационного, нефтеперерабатывающего, шарикоподшипникового заводов, а также железнодорожного моста через Волгу, нефтебаз, железных и автомобильных дорог, связывающих важнейшие военные объекты. Тем, что всё это удалось сохранить, город обязан этому уникальному мастеру маскировки. Под его руководством строили ложные, отвлекающие объекты с ориентирами, уводящими бомбардировщиков с крестами на фюзеляжах от настоящих целей.

Сказанное здесь раскрывает лишь малую часть того, что сделали саратовские учёные в годы войны. Они следовали своему призванию людей, выбравших путь беззаветного служения науке — бороться за жизнь на Земле. Их дела и подвиги отмечены многими наградами, главная из которых — вечная благодарность спасённых поколений.


|