Саратовский ветеран Байконура рассказал, как на космодроме напугали президента Франции де Голля

Саратовский ветеран Байконура рассказал, как на космодроме напугали президента Франции де Голля
Полковник Анатолий Шматов слева в верхнем ряду, в нижнем второй слева космонавт - Борис Волынов. Фото: архив Валерия Ковляра

В преддверии 60-летия первого полёта человека в космос вспоминается много ситуаций, связанных с контактами советских космонавтов и, в первую очередь, Юрия Гагарина с выдающимися политическими деятелями прошлого века. Зачастую эти встречи влияли на ход мировой истории. Об одной из них удалось узнать корреспонденту «МК в Саратове».

В Саратове и Энгельсе проживало немало офицеров, чья служба была связана с космодромом Байконур – звёздным причалом Советского Союза. Сведения об одном из них нам предоставил лидер движения «Гагаринцы Поволжья» Евгений Ковляр. Заслуженный испытатель космодрома Байконур, полковник Анатолий Шматов, к сожалению, несколько лет назад ушедший из жизни, в 1997 г. опубликовал в саратовской газете «Честь имею» воспоминания о визите на стартовую площадку космонавтов легендарного президента Франции генерала Шарля де Голля.

Французский президент считался другом СССР и во время его визита в июне 1966 г. его решили свозить в засекреченный Байконур, куда раньше иностранцев не допускали. Даже из тех, кто служил на космодроме, об этом знали лишь избранные.

Проблем возникло множество. Как и следовало ожидать, пишет полковник Шматов, ссылаясь на своего товарища, обеспечивавшего секретность космодрома, в составе французской делегации оказались разведчики, их никак нельзя было пускать в Байконур. Поэтому советское руководство пошло на хитрость.

«После визита в Москву предусматривалось посещение Ленинграда. Вылетали из правительственной зоны аэродрома Внуково. Заняли места – каждая делегация в своём самолёте, отвели трапы от бортов, провожающие разошлись, но самолёты с работающими двигателями стояли на месте. К борту самолёта президента Франции опять подвели трап, по нему поднялся сотрудник и передал предложение руководителей СССР (Брежнева, Подгорного, Косыгина) скоротать время полёта в совместной неофициальной беседе на борту советской делегации. Президент принял предложение, взяв с собой нужных ему переводчика и секретаря». И вместо Ленинграда попал в Байконур. В город на Неве французы полетели без своего президента. А он тем временем пожимал руки Гагарину и другим покорителям космоса, ничуть не жалея, что вместо северной столицы советской страны его увезли в казахстанскую Голодную степь.

На генерала де Голля сильное впечатление произвела демонстрация пуска баллистических ракет. Он спросил у Алексея Косыгина – нацелены ли такие ракеты на Париж? Вопрос был переадресован министру обороны СССР маршалу Родиону Малиновскому (кстати, в юности воевавшему в составе Французского Иностранного легиона). Тот невозмутимо ответил: конечно, ведь Франция – член НАТО, Париж – столица блока, а НАТО не скрывает своих агрессивных целей в отношении нашей страны.

«Через две недели после визита президента в СССР Франция заявила о выходе из военной организации НАТО и потребовала перевести столицу НАТО из Парижа; столицей Североатлантического блока стал Брюссель», – заключил свой рассказ полковник Анатолий Шматов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру