Прошлой весной мир облетела весть, что в Италии, в церкви города Понца близ Рима расцвёл сухой терновый венец у ног распятия. Теперь итальянское чудо повторилось в селе Вязовка около Саратова. Здесь расцвёл венец Христа из высохших стеблей роз, сплетённый ещё к прошлогодней Пасхе. Раньше произошло другое чудо — старинное распятие, сотворённое в XVIII веке, оживило храм и приход. Подробности узнавал корреспондент «МК в Саратове».
Вязовская святыня
— Весной прошлого года, во время Великого поста батюшка отец Алексий попросил меня сплести венец для деревянной статуи Христа, — рассказывает Ольга, жительница Вязовки, прихожанка храма Рождества Христова. — Рядом с церковью растут туя и несколько роз — в ту пору было холодно, снег лежал, они ещё не зацвели, одни стебли торчали. Я решила, что они больше всего похожи на тернии, сорвала три стебля и сплела венец Спасителю. Он так и остался с тех пор на голове статуи, стебли роз, конечно, давным-давно засохли, ещё в прошлом году. И вот в начале нынешнего марта после богослужения я подошла к распятию, чтобы поцеловать его, подняла голову и вдруг увидела, что на сухих стеблях набухли живые зелёные почки! Меня это потрясло, я вскрикнула от восторга, люди стали подходить, смотреть. В итоге все, кто были в храме, заплакали радостными слезами.
Прошло полтора месяца, почки распустились, ещё заметнее оживили венец над ликом Спасителя. Настоятель вязовского Христорождественского храма отец Алексий Новичков говорит, что теперь на службы стало приходить гораздо больше людей, все хотят почувствовать сошедшую на село благодать. Приезжают паломники из Саратова, из Аткарска, из других районов области. Простая деревенская церковь стала центром духовного притяжения верующих Саратовской области.
Биография чудес
Храму в селе Вязовка скоро будет сто восемьдесят лет. Многое увидел и пережил он за этот долгий срок. Строили его всем миром, силами жителей семи близлежащих сёл. Двенадцать колоколов звонили для прихожан, самый большой колокол весил 3 тонны 323 килограмма. В 1930 году священника отца Сергия Вязовского, родственника семьи Чернышевских, арестовали, посадили в тюрьму, где он и ушёл в мир иной, не пережив условий заключения. Храм закрыли, алтарь разрушили, колокольню снесли, в святых стенах устроили кинотеатр. Об истории уничтожения и второго рождения церкви в Вязовке можно узнать из рассказов местных старожилов и материалов журнала «Православие и современность», издаваемого Саратовской епархией.
Возрождение храма в середине 1990-х было одновременно чудесным и курьёзным. Сельским жителям в ту пору было не до церкви и не до развлечений — здание кинотеатра стояло заброшенным. И вдруг раздался призыв одного из вязовчан, подхваченный другими: в такие тяжёлые времена селу надо вернуть храм! В епархии глас верующих услышали, прислали реставрационную комиссию. Её члены, проверив фундамент и стены строения, пришли к выводу, что, простояв больше полутора века, оно и ещё сто лет запросто простоит. Первые богослужения вёл ректор Саратовской духовной семинарии протоиерей Николай Агафонов. А через пять лет, в 2000 году, на рубеже тысячелетий неожиданно и закономерно для тех, кто верует, храм Рождества Христова обрёл свою главную святыню — то самое распятие, что теперь оживило сухие стебли венца.
Дышащее тело скульптуры
Священником в Вязовке тогда был отец Сергий Захарья. Он вспоминал, какое потрясение испытал, когда пришёл освящать жилище прихожанки по её просьбе и увидел вырезанное из дерева изображение распятого Христа. Скульптура была сильно повреждена, похоже, её варварски сорвали с креста, оставив на нём руки и ступни, пробитые гвоздями.
— Меня всего как будто током ударило, — вспоминал отец Сергий. — Я сразу понял, что это святыня, что ее необходимо реставрировать и она, конечно, должна быть в храме.
Прихожанка Нина Сорокина, переехавшая в Вязовку из Саратова, сообщила, что скульптура досталась ей от старой набожной женщины, дружившей с её свекровью. Позже специалисты определят, что возраст распятия — не меньше двухсот лет, по-видимому, его изготовили в XVIII веке.
Скульптор и реставратор Владимир Чибисов, ныне покойный, занимавшийся восстановлением распятия, вспоминал, какое впечатление произвело на него это изображение Христа.
— Передо мной лежала не скульптура, не произведение искусства. Это было дышащее тело, изуродованное людьми и ненадлежащим хранением. Как к нему прикоснуться?
Реставрируя скульптуру, а затем изготавливая для неё крест, мастер забыл о мучивших его раньше проблемах с алкоголем, о своих житейских неурядицах. До конца жизни его согревали воспоминания об этих удивительных днях.
Кровь Господня
Момент, когда Голгофу устанавливали в Христорождественском храме, запечатлён на фотографиях, что теперь хранятся во многих домах села Вязовка. На них видно, что на полу церкви, на том месте, где только что лежала святыня, явственно обозначились тёмно-красные пятна, очень похожие на кровь. Хотя во время установки распятия никаких пятен там не было, они стали видны только при проявлении фотоснимков. Что это было, никто так и не смог объяснить. Для верующих — божий знак.
Вязовцы говорят о множественных случаях исцеления, избавления от хворей людей, молившихся перед чудесно обретённым распятием. Теперь на нём цветёт венец — как символ веры и покаяния, возможности для некоторых начать жизнь заново.
Наша справка
Последний официально зафиксированный случай появления цветов на сухом терновом венце был зарегистрирован год назад в итальянском городе Понца, в столичном округе Лацио близ Рима. Там, в местной приходской церкви святых Сильверио и Домитиллы на сухих ветвях выросли листочки и свежие цветы, которые составляли терновый венец, опирающийся на ноги распятия. Впервые это произошло во время католического Рождества 2019 года, затем повторилось весной 2020-го. Священник церкви написал на своей странице в Facebook: «Сегодня я думаю, что от страданий Господь рождает здоровье, мир, жизнь, радость. Уже четыре месяца он дарит нам листья и красные цветы. Это признак надежды для нас и всего человечества». Под страданиями падре понимал пандемию коронавируса.