Электросамокатчики на саратовских улицах: гонки по правовому бездорожью

Электросамокатчики на саратовских улицах: гонки по правовому бездорожью
Фото: Евгений Коваль

Слово «самокат» всегда связывалось в умах россиян с безобидной детской игрушкой. Но с приставкой «электро» привычное явление вдруг обрело пугающий смысл. У электросамокатов нет никакого правового статуса и ПДД для них до сих пор не придуманы. Зато количество ДТП с участием этой «игрушки» растёт не по дням, а по часам. Не обошло новое средство передвижения и саратовских улиц, и пешеходных зон.

Корреспондент «МК в Саратове» разбирался, что оно туда принесло.

«По проспекту и набережной стало опасно ходить — кругом, как бешеные, носятся электросамокатчики». «На проспекте Кирова мужчина на электросамокате сбил 72-летнюю пенсионерку — её госпитализировали с травмами». «18-летний саратовец упал с электросамоката и сломал ключицу, ему сделали операцию». «Следователи предупреждают саратовцев об опасности электросамокатов».  

Это заголовки новостей саратовских СМИ за последние два месяца. В апреле начался прокат электросамокатов в нашем городе, и уже многие почувствовали это на себе. Причём не в самом приятном смысле.

Впрочем, такая же и даже хуже ситуация складывается едва ли не во всех крупных российских городах. Особенно страдают от лихачей на двух колёсах с электромотором Москва и Питер. В СМИ идёт яростная дискуссия, что с ними делать. Запретить или приравнять к водителям транспорта и заставить соблюдать правила движения? Как всегда, появляются забойные заголовки с упоминанием «электросамокатов-убийц».

Я поинтересовался мнением на этот счёт разных людей, живущих в Саратове.

 

«Хрустики бессмертные»

Юлия Крюкова обратила на себя внимание эмоциональным постом в местной группе соцсетей. Она написала, что, сидя за рулём, чудом не сбила парня на самокате, выскочившего на пешеходный переход.  

«Человек у меня перед капотом! Хорошо хоть еле трогалась — иначе сбила бы! А он ещё и возмущается, говорит, что тут переход, видите ли! А то, что он слишком быстро оказался перед капотом, и поэтому я его могла не заметить — невдомёк, видимо», — написала Юлия и обратилась к самокатчикам с настоятельным призывом слезать со своего мини-транспорта на переходах.

В разговоре со мной Крюкова уточнила, что это был обычный самокат. А с электро бед ещё больше:

— Я их «хрустиками» называю, по ассоциации с хрустом поломанных костей. Летят, как бессмертные, думая, что водитель перед переходом просто обязан остановиться.

Готового рецепта, что делать, у неё нет. Но дать укорот двухколёсным лихачам считает необходимым:

— Наверное, стоит всех объединить, кто на велосипедах, мопедах, электросамокатах, и заставить соблюдать общие правила движения. Штрафовать, как водителей, отбирать самокаты, если не понимают. Из-за них могут адекватные люди страдать.

Стоит добавить, что поскольку электросамокат не считается транспортным средством, при столкновении почти наверняка будет виноват водитель.

 

Ментальность на тормозах

Известный саратовский блогер Денис Жабкин сказал, что электросамокаты — новый вид транспорта, новая реальность на улицах, и с этим надо считаться и мириться:

— Беда Саратова в том, что он в эту реальность вошёл совершенно неподготовленным. Электросамокатам нужна своя инфраструктура по типу велодорожек, чтобы они не мешали ни прохожим, ни автомобилям. Ментальность наших городских и районных руководителей, как всегда, запаздывает с осмыслением нового.

Это транспорт молодого поколения, за ним будущее. Запретить его уже нельзя. Электросамокат намного проще, удобнее и дешевле автомобиля. И для города хорошо — люди будут ездить на электросамокатах на работу, в магазины и на прогулки, улицы разгрузятся, станет меньше ужасных пробок. Но этому транспорту надо отвести его место, а у нас даже к велосипедам до сих пор не привыкли. Когда я в Европе случайно вышел на велополосу, меня тут же осадили, причём сами пешеходы.

Денис вспомнил, как первые электротрамваи в начале прошлого века давили в городах огромное количество людей и лошадей, не понимавших, что это за странные безлошадные и бесшумные повозки. 

По поводу поведения самих элетросамокатчиков, не всегда адекватного, Жабкин добавил, что тут как раз нужна работа старшего поколения, родителей. Пусть отцы сами не понимают, что это такое, но должны объяснять детям, как опасна любая езда с «ветерком» через улицы и пешеходные зоны.

Почти права

Елена Герчикова, председатель комиссии по транспорту и дорожной инфраструктуре Общественной палаты региона, сказала, что с момента появления туч электросамокатов на улицах Саратова общественники ломают голову, как загнать их на правовое поле:

— Мы уже рассматривали вопрос о выделении специальных дорожек для электросамокатов. Следующий вопрос: ограничение по возрасту. Причём это надо соотнести с весом средства передвижения и развиваемой скоростью. Для детей с 12 лет максимальный рубеж скорости может быть один, с 16 — другой и так далее.  

В любом случае, они участники дорожного движения, поэтому для них надо ввести аналог водительских прав, почти как у взрослых. Наверное, для этого нужна специальная программа обучения, чтобы они хотя бы знали правила дорожного движения. Дети могут проходить курсы, тестирование и получать сертификаты, дающие право на управление электросамокатом. И без медсправок тогда не обойтись. После этого можно будет требовать от них соблюдения правил.

Следующий момент — внесение изменений в Уголовный и Административный кодексы. Когда речь идёт о несовершеннолетних, бывает непросто определить, в чьей зоне ответственности они находятся. Эти вопросы требуют тщательной проработки юристами.

Важным моментом мне также представляется ограничение скорости движения электросамокатов в некоторых местах города. Например, в пешеходных зонах, в местах массового скопления людей. Мне кажется, это самое простое, с чего можно начать. Города стоило бы разделить на участки и указать допустимую скорость электросамоката на каждом из них.

Общественница уточнила, что на уровне региона можно было бы рассмотреть правовое обоснование ограничения скорости на разных участках. По поводу всего остального надо выходить с инициативой в Госдуму.

Как видим, в предложениях и оценках недостатка нет. Главное, чтобы они вылились в конкретные последствия и электросамокаты благополучно влились бы в жизнь городских дорог.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру