Адвокаты и правозащитники: в ОТБ-1 Саратова не только пытали, там убивали

Адвокаты и правозащитники: в ОТБ-1 Саратова не только пытали, там убивали
ОТБ-1. Фото: Архив Общественной палаты Саратовской области

Арест бывшего начальника областной туберкулёзной больницы № 1 Саратовского УФСИН Павла Гаценко и бывшего же начальника отдела безопасности этого снискавшего недобрую мировую славу учреждения Сергея Мальцева в конце прошлой недели вселил надежду в сердца борцов за права человека. Расследование уголовных дел по пыткам в местах лишения свободы вышло на новый рубеж, недавние «граждане начальники» превращаются в арестантов. Важно, что обвинение им предъявлено не в коррупции и не в халатности, а по статье 132 УК РФ — организация групповых насильственных действий сексуального характера или руководство ими. Однако, как удалось узнать корреспонденту «МК в Саратове», по мнению адвокатов и правозащитников, в ОТБ-1 не только совершали изнасилования и прочие мерзости, там ничего не стоило лишить человека жизни.

 

Как известно, аресту двух фигурантов уголовных дел из числа экс-сотрудников

УФСИН по Саратовской области предшествовало ещё более громкое событие — отставка директора ФСИН России Александра Калашникова. Как говорил Остап Бендер, лёд тронулся, господа присяжные заседатели. Эти новости стали подтверждением того, что усилия разоблачителей «пыточного конвейера» не пропадают зря. Хотя всё громче звучат голоса, что ужасы ОТБ-1 «действиями сексуального характера» не исчерпываются.

Известный саратовский блогер Вера Афанасьева разместила в своём блоге запись: «Массовые пытки — это не эксцесс контрразведчиков или оперативников ФСИН, а следствие многолетнего разложения правоохранительной системы. И пока принимаются репрессивные законы, а правоприменительная практика имеет главной целью сохранение существующего режима, ничего в системе ФСИН не поменяется. Отдельных садистов осудят и посадят, проштрафившихся кураторов поменяют на ещё "не замаранных"».

 

Но хрен редьки не слаще. Борьба силовиков — ничто, беззаконие — всё!»

Сам создатель и ведущий проекта Gulagu.net Владимир Осечкин откликнулся на события в Москве и в Саратове рассказом о том, что сведения о пытках и издевательствах в ОТБ-1 под личным руководством начальника учреждения давным-давно не являются секретом не только для правозащитников, но и для депутатов Госдумы России. Он пишет, что ещё «в далёком 2013 году» пригласил на заседание Рабочей группы по защите прав заключённых при Госдуме действующего (!) сотрудника ОТБ-1 Дмитрия Шадрина, который под видеозапись (есть на канале Gulagu.net) рассказал депутатам ГД и правозащитникам, журналистам и экспертам, что «ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области — самый настоящий концлагерь, где садизм по отношению к узникам применяет лично начальник ОТБ-1 Павел Гаценко».

Но никаких последствий этот смелый шаг не имел, и потребовалось ещё восемь лет сбора улик и доказательств. И лишь в 2021 году, как пишет Осечкин, «благодаря смелому и отважному Сергею Савельеву нам удалось добыть секретный видеоархив ОТБ-1 и разоблачить одну из самых страшных пыточных тюрем мира — “Кровавый синт” (ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области)».

В высказываниях Осечкина обращает на себя внимание следующее. Он подчеркнул, что в обнародованных видео, ставших достоянием мировой общественности, «показано далеко не всё». И сообщил, что, по его подсчётам, за указанные восемь лет в ОТБ-1 выявлено более ста эпизодов «пыток, истязаний, изнасилований, превышения полномочий с применением насилия, зло­употреблений, служебных подлогов и, самое страшное, убийств».

Об убийствах осуждённых в тюремной больнице официально подтверждённых сведений нет, хотя правозащитники и адвокаты не раз высказывались на эту тему.

Мне удалось связаться по телефону с одним из бывших «сидельцев» ОТБ-1, проживающим в Москве. Он находился в «пыточной» два месяца, с апреля по июнь 2020 года. Своё имя просил не называть, хотя выступает свидетелем по уголовным делам, возбуждённым после появления шокирующих видео: «Ко мне приходили адвокаты, я сообщал им, что подвергаюсь пыткам. Однажды меня предупредили, что активисты готовят моё убийство. Вроде бы мне собирались насильно сделать укол, смертельную инъекцию. Я перестал выходить из помещения, где содержался, видимо, это меня спасло. Я слышал, что в больнице некоторые осуждённые умирали при загадочных обстоятельствах. Их смерть списывали то на сердечную недостаточность, то на самоубийства».

Мой собеседник сообщил также, что действия администрации учреждения, по его мнению, не были «местной самодеятельностью». К нему приходили сотрудники спецслужб, требовали, чтобы отказался от жалоб, запугивали. Что касается пыток — в видео, действительно, показали далеко не всё. Бывший осуждённый сказал, что его, например, подвешивали на верёвках и пытали электрическим током. Цель издевательств могла быть различной, как говорится, к каждой жертве индивидуальный подход. Чаще всего — вымогательство денег, шкурный интерес. Кого-то нужно запугать, сломать и заставить выполнять, что велят. Некоторым просто мстили за непокорность.

«Я говорил обо всём этом журналистам из США, Франции, Израиля», — подчеркнул москвич, побывавший в саратовской «пыточной».

Адвокат Аза Алиева, известная тем, что обратилась к генеральному прокурору России с письмом о беспределе в саратовских зонах, рассказала мне, что сейчас она добивается возбуждения уголовных дел по поводу таинственной смерти нескольких заключённых в ОТБ-1. При этом предупредила, что пока заявлять об этом, как о доказанном событии, преждевременно.

По словам адвоката, к ней обращаются люди. Говорят, что их родственников, осуждённых, убили в ОТБ-1, и просят помочь «достучаться» до правоохранительных органов. Причём появляются свидетели этих убийств и жестокого обращения.

«Арест бывших начальников стал для нас ободряющей новостью, — добавила Аза Алмановна. — Хочется верить, что справедливость восторжествует, пусть даже пока на отдельном участке фронта нашей борьбы. Конечно же, беспредел не замыкается в периметре ОТБ-1, его границы гораздо шире, если они вообще есть».

Недобрая слава саратовских мест лишения свободы приковала к нашей области пристальное внимание силовиков, общественников, СМИ. Уже три недели в регионе работает комиссия центрального аппарата ФСИН — там, кстати, тоже уволены больше десятка высокопоставленных сотрудников. Правда, на сегодняшний день деятельность комиссии выразилась в возбуждении ещё нескольких уголовных дел, теперь уже в отношении осуждённых, нападавших на тюремщиков и пытавшихся устроить массовые беспорядки. Судя по всему, скандал с пытками и изнасилованиями будет только разгораться и расширяться, открывая всё новые неприглядные стороны российской уголовно-исполнительной системы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру