Четверть века без смертной казни в России: в Саратове своё мнение об этом юбилее

Четверть века без смертной казни в России: в Саратове своё мнение об этом юбилее
Фото: Евгений Кузнецов

Ровно 25 лет назад, 16-го апреля 1997 года РФ подписала протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Этот документ гласит, что «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен; государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны». Госдума должна была ратифицировать его до мая 1999 года, но так и не сделала этого. Поэтому по сей день в России смертная казнь как бы есть, хотя на самом деле её нет. В Уголовном кодексе эта мера наказания, кстати, осталась.

Всю четверть века не ослабевают споры, правильно это или нет – иметь смертную казнь в УК, но не применять. Сторонники высшей меры требуют вернуть её хотя бы для террористов и серийных убийц. Противники указывают на то, что судебная система России в глубоком кризисе и будут неизбежными ошибки в приговорах, а исправить их станет невозможным.

Очередной виток дискуссии возник после убийства 9-летней Лизы Киселёвой в Саратове в октябре 2019 года. Резонанс по всей стране оказался таким огромным, что нижняя палата парламента инициировала опрос россиян – нужна ли нам смертная казнь? 80 % опрошенных ответили: нужна.

В Саратове этот процент, наверняка, был ещё выше. Жители нашего города не только массово участвовали в поисках пропавшего ребёнка, но и требовали от правоохранительных органов выдать им преступника для собственного суда. Это едва не привело к серьёзным стычкам с полицией.

Двадцатью годами раньше, в конце 1990-х похожая ситуация сложилась в одном из райцентров области, где допившийся до белой горячки мужик убил табуреткой соседскую девочку, приняв её за монстра. Когда убийцу везли в суд, жители города перекрыли все улицы, загородив дорогу автозаку. Люди хотели сами расправиться с преступником, не доверяя правосудию, и зная, что к смертной казни его не приговорят.

Кстати, о моратории на высшую меру знали и преступники, причём не только матёрые и бывалые. Тогда же, в конце 1990-х, судили 17-летнего пацана из степного заволжского села за одну ночь лишившего жизни трёх человек: двух своих приятелей и девушку, что ему нравилась и которую он ревновал. Во время суда и следствия он постоянно повторял только две заветные для него фразы – «В России нет смертной казни!» и «Я несовершеннолетний, больше 10 лет мне давать нельзя!» Этим ограничивались все его познания в сфере законодательства.

Саратовцы, жители города и региона, известного по всей стране своими криминальными традициями, с самого начала скептически относились к мораторию на применение смертной казни, а фактически, к её отмене. За прошедшую четверть века их мнение, если и изменилось, то лишь в ту сторону, что за особо гнусные преступления казнить надо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру