Региональные власти полны оптимизма и планов на новый год. В марте 2024-го в Саратове обещают запустить скоростной трамвай № 9, а автобусы перевести на новую схему работы — по брутто-контрактам. При таком формате работы перевозчик получает плату не с пассажиров, а от городской администрации.
На минувшей неделе саратовская мэрия неприятно удивила горожан. Выяснилось, что запуск скоростного трамвая сдвигается на год. Реконструкция закрытой «девятки», работы по которой должны были завершиться до конца 2023 года, и трамвая № 8 перенесены на декабрь 2024 года. Трамваев № 3 и 6 — на середину октября 2025-го. Изменения были внесены в концессионное соглашение от 17 октября прошлого года о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта, постановление подписала мэр Лада Мокроусова.
Саратовцы подняли было панику в социальных сетях: мол, так и знали, что в пробках стоять ещё два года, но губернатор Роман Бусаргин волнения пресёк и опроверг перенос сроков строительства скоростного трамвая. Он пояснил, что сроки концессионного соглашения администрации с подрядчиком «не относятся к строительным процессам». «Это юридическая процедура, которая не отразится на физической готовности сети к работе», — сообщил глава региона. По словам Бусаргина, сейчас на маршруте
№ 9 практически завершился демонтаж контактной сети, началась укладка рельсов. По двум другим линиям —
№ 8 и 6 — продолжается снятие рельсового полотна, опор, ведётся переустройство инженерных сетей. Трамвай № 9 планируется запустить в марте 2024 года.
Пока заводчане мучаются в автомобильных пробках в ожидании скоростного трамвая, жители Ленинского района штурмуют переполненную маршрутку № 41 (переулок Мирный — ТЦ «Хеппи Молл»). И жалуются на большие интервалы между рейсами. Представители регионального минтранса 29 ноября проверили работу автобуса, и оказалось, что на маршрут не вышли два транспортных средства. «Если перевозчик не наладит работу маршрута, в судебном порядке он может лишиться права его обслуживать», — заявил замминистра транспорта и дорожного хозяйства области Евгений Куликов.
Однако история с популярным маршрутом посёлка Солнечный давняя. Вот новостные заголовки в местных СМИ за последние десять лет: «Маршрут № 41 в Саратове сократят и дополнят автобусами большой вместимости» (2014 год), «Саратовцы снова пожаловались мэру на маршрут № 41» (2017 год), «Люди мёрзнут: проблема с огромной очередью на маршрутку № 41 не решилась» (2021-й), «Саратовцы жалуются на работу маршрутки № 41» (2022 год).
Есть шанс, что транспортный тупик удастся разрешить при кардинальном изменении формата работы с перевозчиками, а именно перехода на брутто-контракты. Такое новшество анонсировал во время прямой линии 1 декабря губернатор Роман Бусаргин. По его словам, в 2024 году три маршрута будут переведены на новую схему. Муниципалитет заключит контракт с перевозчиком, на основании которого тот будет получать фиксированную оплату работы. «Он обязывается выполнять определённые требования, связанные с качеством работы. Если не выпустил транспорт — работа не оплачивается. К качеству подвижного состава тоже другие требования. Если не исполняются — последует штраф», — сказал глава региона.
Стоит отметить, что на брутто-контракты перешли власти многих регионов (Курск, Ярославль, Краснодар, Тверь, Челябинск и проч.). При такой схеме владелец маршрута получает деньги из бюджета, а его работа оплачивается вне зависимости от количества перевезённых граждан. Значит, водителю не будет смысла устраивать гонки по городу за пассажирами в попытках обогнать конкурента. Единственный минус этой модели, о которой упоминают федеральные транспортные аналитики, — большая нагрузка на бюджет. Правда, в Саратове пока речь идёт всего о трёх маршрутах из имеющихся сорока.