В Саратовской области за год резко снизилось количество как усыновлённых детей, так и сирот, которых приняли в приёмные семьи. Такая тенденция — общероссийская. Количество сирот, устроенных в семьи, падает третий год подряд, сообщает «Парламентская газета» со ссылкой на статистику Минпросвещения РФ. В 2023 году в России в семьи устроили почти на 3,5 тысячи детей меньше, чем в 2022-м.
В конце февраля уполномоченный по правам ребёнка Татьяна Загородняя рассказала на заседании Саратовской областной думы, что в регионе стали реже усыновлять и удочерять детей. По её словам, в 2023 году удочерили и усыновили 38 детей (в 2022-м — 68). Кроме того, почти в два раза снизилось число детей, которых взяли приёмные семьи, отметила омбудсмен.
Но как выяснилось, приёмных семей в Саратовской области тоже становится меньше.
Согласно статистическому отчёту регионального минобразования, в 2023 году в области насчитывалось 359 приёмных семей, за январь-ноябрь в семьи граждан передали 800 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2022 году в регионе было 376 приёмных семей, при этом с начала года появилось 9 новых семей (в прошлом году информация о новых приёмных семьях отсутствует). В семьи граждан передали 827 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2021 году в Саратовской области насчитывалось 392 приёмных семьи (с начала года новых — 17), в семьи переданы 942 сироты.
«МК в Саратове» попросил детского омбудсмена пояснить причины ослабления интереса к детям-сиротам.
— Думаю, на снижение числа усыновителей и приёмных семей влияет тревожная ситуация в обществе, — говорит Татьяна Загородняя, уполномоченный по правам ребёнка в Саратовской области. — Конечно, и численность сирот за последнее время немного уменьшилась за счёт демографического спада — это нужно учитывать. Но тем не менее социальные сироты, живущие в детских домах, никуда не делись. А вот информационная пропаганда приёмных семей почему-то сошла на нет. И мне, как создателю проекта «Где ты, мама?», это особенно обидно. О приёмных семьях в последнее время ничего не слышно, но люди должны знать, что есть брошенные дети, им можно дать кров и семейное тепло. В детских домах и интернатах ко мне подходят подростки и спрашивают: когда нас возьмут в семью? Как сделать, чтобы о нас узнали? Безусловно, помимо популяризации семейного устройства детей-сирот, необходимо расширять меры поддержки для приёмных семей. Я считаю, что ежемесячные выплаты на одного ребёнка должны быть не ниже одного прожиточного минимума.
Председатель правления детского благотворительного общественного фонда «Савва» Ольга Коргунова, уверена: не только кандидаты в замещающие родители должны проходить обучение перед тем, как взять в семью ребёнка. Для самих сирот тоже нужна программа, которая поможет им адаптироваться.
— Для начала нужны некие семьи «воскресного дня». Ребёнок побыл в новой семье, осмотрелся, затем снова приехал на выходные дни, — объясняет Ольга Викторовна. — Приёмные родители присматриваются к сироте, ребёнок — к ним, а также к своим будущим братьям или сёстрам, налаживается диалог. Я заметила, что последние годы в обществе разгоняется негатив вокруг приёмных семей: мол, с ребёнком из детского дома очень сложно, возникают конфликты, отсутствует взаимопонимание. Но ведь и со своим кровным в определённом подростковом возрасте тоже трудно! Думаю, это не самым лучшим образом влияет на принятие решения о создании приёмной семьи или усыновлении ребёнка. Плюс сказывается общая тревожность в обществе: люди растеряны, не уверены в завтрашнем дне. И не очень понимают, могут ли сейчас взять на себя серьёзную ответственность — создать приёмную семью.