Министерство юстиции начинает разработку законопроекта, предусматривающего прохождение обязательной досудебной примирительной процедуры при расторжении брака. Об этом заявил министр юстиции Константин Чуйченко на коллегии ведомства 3 сентября. Помимо этого, в Минюсте рассматривают возможность предоставления супругам социально-психологической помощи при разводе.
Привлечение медиатора-посредника к семейным спорам в некоторых случаях поможет спасти семью, считают в Госдуме. Внедрение обязательной медиации при разводах, как это было сделано в Азербайджане, может привести к снижению числа разводов и разгрузить суды, считают парламентарии.
В России закон о медиации появился в 2010 году, но пока процедура носит добровольный и платный характер и большой популярностью не пользуется. Минюст хочет сделать добровольную процедуру медиации при разводе обязательной. В ведомстве уточняют, что обязательная досудебная примирительная процедура также поможет определить местожительства ребёнка, выяснить вопросы о разделе имущества и взыскании алиментов.
Другой вопрос, помогут ли консультанты-медиаторы отговорить супругов от развода?
В прошлом году в Саратовской области резко снизилось количество заключаемых браков — почти на две тысячи. Если в 2022-м было зарегистрировано 15516 браков, то в 2023 году — всего 13671. Число разводов уменьшилось несущественно: работники ЗАГСов расторгли 10492 брака — на 22 меньше, чем в 2022 году. Такую информацию опубликовало управление по делам ЗАГС правительства Саратовской области.
За первое полугодие текущего года число разводов снизилось на 8% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Как рассказала на июльской пресс-конференции начальник управления по делам ЗАГС Саратовской области Юлия Пономарёва, за первые шесть месяцев развелись 4680 пар, чаще всего на развод подавали саратовчанки в возрасте от 25 до 34 и от 35 до 44 лет (60%). Браков за этот период было заключено 5103.
— На мой взгляд, идея обязательного медиаторства неплохая, но ожидать от неё высокий результат не стоит, — говорит Людмила Алферьева, председатель регионального общественного всероссийского движения «За жизнь». — Это как доабортное консультирование. Но если удалось отговорить от прерывания беременности 200-300 женщин, это уже хороший результат. Думаю, семьям, находящимся в кризисе и решившим подать заявление на развод, консультация посредника не помещает, как и разъяснение юридических аспектов: определения будущего местожительства ребёнка, раздела имущества в случае, если супруги решаются развестись. В идеале семью, решившуюся на развод, необходимо поддерживать и консультировать какое-то время. Иначе может получиться, что с супругами поговорили, они вроде бы примирились, а через месяц снова пришли подавать заявление на развод.
Однако участие третьей стороны, пусть даже нейтральной и беспристрастной, не всегда может спасти брак, отмечает общественница.
— Зачастую разводы происходят из-за того, что муж злоупотребляет алкоголем, изменяет, имеет вторую семью, — поясняет Людмила Германовна. — Женщина терпит, а потом подаёт на развод. Сейчас супругам тоже дают время подумать перед расторжением брака. Если перед ними поставить ещё один дополнительный барьер перед обращением в суд в виде консультанта-медиатора, не факт, что это улучшит отношения в семье.
Напомним, что с 9 сентября госпошлина при подаче искового заявления о расторжении брака выросла более чем в шесть раз: с 600 до 5 тыс. руб.