Нарушение интервала движения, нехватка автобусов, неисправность терминалов оплаты: на депутатских слушаниях 15 ноября саратовские чиновники затронули проблемы общественного транспорта Саратова. И признались в собственном бессилии повлиять на перевозчиков.
На депутатских слушаниях в Саратовской городской думе 15 ноября обсуждалось качество автобусных перевозок в городе. Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Алексей Петаев сообщил, что в 2025 году на брутто-контракты будут переведены ещё два автобусных маршрута — № 11 и № 18Д, вдобавок к маршрутам № 6А и № 90А, которые ездят по регулируемым тарифам с августа текущего года. Петаев напомним, что перевозчики на этих маршрутах получают фиксированную оплату за каждый рейс, но при этом должны строго соблюдать определённые требования (график движения, комфортность перевозок и т.д.).
Председатель городской думы Сергей Овсянников отметил, что жители недовольны работой 25 из 86 маршрутов общественного транспорта. Основные претензии касаются несоблюдения расписания (22 %), отсутствия автобусов в вечернее время и по выходным (20 %), переполненности салонов и грубости водителей (по 17 %).
На это председатель комитета муниципального контроля мэрии Лев Юсупов ответил, что с начала года было проведено 450 выездных обследований на 700 автобусах. Возбуждено более 400 административных дел за нехватку машин на маршруте, нарушения посадки и высадки пассажиров на остановках, неисправность табло и терминалов оплаты, необеспечение передачи информации через ГЛОНАСС о местонахождении автобуса. Юсупов добавил, что в комитете не хватает людей. По факту автобусы проверяет один человек, «а остальные ему помогают», признался чиновник. По словам председателя комитета, проверкой общественного транспорта должны заниматься минимум пять человек.
Также чиновники мэрии признались, что проигрывают суды с недобросовестными перевозчиками. И. о. председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Фёдор Котельников рассказал, что Арбитражный суд Саратовской области сейчас рассматривает 21 иск о лишении лицензий из-за систематических нарушений со стороны перевозчиков. Но пока удовлетворены только четыре иска и один находится на обжаловании. Он отметил хитрость перевозчиков: когда мэрия подаёт в суд на лишение предпринимателя лицензии, тот внезапно отзывает лицензию сам. Что позволяет не попадать в число недобросовестных перевозчиков и при новом аукционе подать заново заявку на маршрут. Котельников считает, что пассажирские перевозки нужно переводить на регулируемые тарифы, а также создавать новый контролирующий орган. Но депутаты напомнили, что контролирующий орган уже есть — это транспортное управление, а регулируемые тарифы лягут тяжёлой ношей на бюджет города.
Напомним, власти Саратова инициировали переход на нерегулируемые тарифы в 2018 году. Эта система позволяет частным перевозчикам самостоятельно устанавливать стоимость проезда, главное — уведомить администрацию города за 180 дней. Тогда в мэрии заявляли, что новая система может привести к снижению стоимости проезда, но вышло всё наоборот: владельцы саратовских маршрутов повышают тарифы на проезд по два раза в год.
Напомним, на прошлой неделе стало известно, что окончание реконструкции трамвайных маршрутов № 6, 8 и 9 перенесено на 2025 год. Такая информация прозвучала на совещании губернатора Романа Бусаргина с подрядчиками. Глава региона отметил, что сроки, которые неоднократно обозначали сами подрядчики, не соответствуют реалиям на строительной площадке. По его мнению, на сегодняшний момент объективно очевидно, что многие работы подрядчики технологически не смогут завершить без ущерба качеству. В итоге подрядчики назвали новые сроки: технический запуск — февраль, полноценный запуск движения — до конца марта, благоустройство территории — апрель-май 2025 года.