Саратовского педагога, в которого школьник бросил стул, отстранили от работы. О конфликте в школе № 90 стало известно 5 ноября. На видео, разошедшемся по социальным сетям, запечатлена стычка учителя физики с учеником, сопровождаемая бросанием рюкзаков и стульев. Через несколько дней разгорелся ещё один скандал: ученицы саратовской гимназии № 89 грозили другим школьницам «разборками» по национальному признаку. В результате свою должность покинула директор гимназии, заслуженный учитель РФ.
Школа выживания
Громкий скандал произошёл в саратовской школе № 90, расположенной на окраине Заводского района. Конфликт между педагогом и учеником, снятый на видео, появился в социальных сетях 5 ноября. Всё началось с того, что учитель забрал портфель у одного из восьмиклассников. Его одноклассник попытался вернуть другу ранец, но педагог не позволил. На записи видно, как физик кидает в сторону подростка портфель, ученик в ответ хватает стул и бьёт им оппонента. Делом занялись полиция и прокуратура, на время проверки учителя отстранили от работы. Местным СМИ физик Алексей Юрьев рассказал, что до этого инцидента за 40 лет педагогической работы у него подобных происшествий не было. А сам конфликт произошёл в первый рабочий день в новой школе.
Не совсем понятно, как классные конфликты оказались в сети: с 1 сентября 2024 года школьникам запрещено пользоваться мобильными телефонами на уроках.
Через два дня в гимназии № 89 случился «межнациональный» конфликт. 7 ноября в одном из Telegram-каналов появились видео, на которых девушки-подростки позволили себе русофобские высказывания и угрожали другим ученикам. Предположительно это были ученицы гимназии. За бурным обсуждением происшествия последовал уход директора гимназии Татьяны Астаховой. 9 ноября она написала заявление по собственному желанию. Астахова проработала в школе более сорока лет, начав карьеру с учителя физики. С 1998 года она возглавила учебное заведение в Елшанке, которое при ней стало гимназией. Возмущённые родители учеников выступили в защиту директора, пытались провести акцию в защиту Астаховой, однако, как сообщают местные СМИ, их инициативу заблокировали.
Бедагоги
Выставить педагога виновным — самое простое дело, считает экс-председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области Владимир Чернобровкин.
– В конфликтных ситуациях должна разбираться независимая экспертная комиссия, — говорит Владимир Сергеевич. — Которая не подчиняется министерству образования и местным органам образования. Комиссия приезжала бы по факту происшедшего и расследовала инцидент как с позиции ребёнка и семьи, так и с позиции учителя, его профессиональной компетенции, понимания детской психологии. И потом эта экспертная группа озвучивала бы свои предложения родителям ученика, педагогу, руководству школы и, конечно, органам образования. Думаю, только в этом случае можно рассчитывать на объективность рассмотрения разногласий. Особенно важна такая третейская комиссия в случае возникновения конфликтов по национальному признаку, их нужно серьёзно разбирать.
На вопрос, как в советские времена решались школьные конфликты, Владимир Сергеевич честно ответил: «Никак. Приезжали чиновники из районо, устраивали выволочку учителю, директору, но проблема не
изучалась. Прежде всего нужно ломать нашу ментальность, когда в конфликте виновата либо школа, на которую сыплются все шишки, либо семья. Проблему нужно изучать со всех сторон, а приехать и надавать по шапке — не решение вопроса».