11 февраля Госдума РФ в первом чтении одобрила законопроект, ограничивающий использование англицизмов и слов на иностранном языке на вывесках. Документ обязывает использовать русский язык на вывесках и надписях. Это исключает использование таких слов, как coffee и sale. Однако фирменные наименования и товарные знаки под это правило не попадают. В Саратове запрет на «иностранщину» введен с 1 сентября 2024 года. Местные чиновники заявляют, что бизнес меняет вывески неохотно.
Согласно проекту закона, принятому в первом чтении, размещаемая в общедоступных местах или доводимая до сведения неограниченного круга потребителей, а также предназначаемая для публичного ознакомления потребителей информация должна быть на государственном языке. Об этом говорится в пояснительной записке к документу. То есть вывески, наружная и внешняя реклама, указатели должны быть на русском языке. Также под запрет могут попасть названия жилых комплексов. Второе чтение законопроекта в Госдуме запланировано на конец февраля.
В Саратове смена вывесок идет с прошлого года. Тогда городские чиновники насчитали в городе 519 вывесок с иностранными словами, из которых 109 — зарегистрированные товарные знаки и под запрет не попадают. В конце января 2025 года в мэрии озвучили статистику: с момента вступления в силу новых правил удалось русифицировать более 300 вывесок, при этом 40 владельцам заведений выданы предписания об устранении нарушений. Комитет муниципального контроля выдал 42 предписания об устранении нарушений и возбудил 21 административное дело.
В мэрии отметили, что нормативных актов, предусматривающих административную ответственность за таблички на иностранных языках, нет. Поэтому воздействовать на предпринимателей сложно. В региональной торгово-промышленной палате отметили, что среди отстающих в основном владельцы небольших магазинчиков или кафе, которые либо не успевают следить за изменениями в местном законодательстве, либо просто рассчитывают потянуть время и сэкономить.
В начале февраля в городской думе обсудили новые штрафы для бизнеса. В числе прочих попали вывески на иностранных языках. Предпринимателей, не сменивших латиницу на кириллицу, депутаты предлагают штрафовать от
15 до 30 тысяч рублей (юридические лица), должностных лиц —
от 5 до 10 тысяч рублей.
— На минувшей неделе мы инициировали встречу с руководством города с целью обсудить ситуацию с вывесками, — рассказывает Николай Асафьев, исполнительный директор Саратовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». — Поскольку процесс смены вывесок не так прост: связан и с регистрацией товарных знаков, и с определенными правовыми коллизиями.
Если предприниматель не меняет вывеску, значит, это чем-то обусловлено. Либо идет процесс регистрации товарного знака, который еще не завершен. Поскольку это трудоемкая, длительная процедура, занимающая не один месяц. Или же у предпринимателя в данный момент нет финансовых возможностей заменить вывеску — такое тоже бывает. Есть сезонный бизнес, который летом чувствует себя неплохо, а зимой несет убытки или работает в ноль. И выложить
150 тысяч рублей на замену вывески предприниматель не может. В каждом случае есть какая-то история. Но между тем мы прекрасно понимаем, что закон есть закон и он должен соблюдаться. Однако введение штрафов, на мой взгляд, не тот путь, которым нужно идти. От имени предпринимательского сообщества мы выступаем за разумный диалог, поскольку штрафы не нужны там, где есть взаимопонимание и уважение точки зрения оппонента.