Малый бизнес бьет тревогу: заинтересованность саратовцев в работе стремительно падает, на вакансии нет откликов, в результате в рабочих местах все чаще возникают трудно закрываемые бреши. Часть вчерашних наемных работников ушла в самозанятые, оголив место, а новые работники официально трудоустраиваться не спешат.
Согласно мартовскому анализу портала hh.ru, в четырех сферах рынка труда Саратовской области наблюдается существенная нехватка кадров. Самый острый дефицит персонала — в сфере розничной торговли. Там на одну вакансию приходится 1,7 резюме при норме 4–7,9. Нехватку кадров испытывает сфера медицины и фармацевтики — 3,1 резюме на вакансию. Следом идет отрасль «Производство, сервисное обслуживание» (3,6 резюме на вакансию). Закрывает список сфера «Автомобильный бизнес» с показателем 3,8 резюме на одну вакансию. Месяцем ранее острую нехватку испытывала сфера продаж и обслуживания клиентов.
— Ситуация с кадрами ухудшается, — говорит Наталия Панферова, председатель Саратовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». — Причины: демографическая яма, отток мигрантов и, с моей точки зрения, самозанятость. К сожалению, самозанятость оттягивает граждан из привычных трудовых отношений. Вдумайтесь: в Саратовской области 155 тысяч самозанятых, а предпринимателей в малом и среднем бизнесе — 75 тысяч (юрлиц и ИП). Откуда взялись эти 155 тысяч? Пришли из реального сектора. На телевидении постоянно вижу рекламу самозанятости, о том, как удобно работать на себя. На мой взгляд, это явный перекос, который идет вразрез с кадровой политикой. Зачем окончившему техникум юноше наниматься на работу, если можно стать самозанятым и развозить заказы на доставке? Курьеры получают в 1,5-2 раза больше рабочих. Кадры забирают маркетплейсы: открывается все больше пунктов выдачи, нужны работники. А это, как правило, молодые люди до 30-35 лет. Те, кто оформил самозанятость, уже не пойдут внаем.
Действительно, по данным министерства экономического развития Саратовской области, 155 тысяч самозанятых региона с 2020 года уплатили в казну порядка 2 млрд рублей. Самыми популярными видами деятельности саратовских самозанятых являются: перевозка пассажиров и грузов, водитель, ремонт, автосервис, бьюти-сфера, торговля продукцией собственного производства, репетиторство. Опрос цифровой платформы гибкой занятости Ventra Go!, проведенный в прошлом году, показал, что 64,4 % самозанятых ранее трудились по найму, но ушли из него.
Председатель региональной «Опоры России» рассказывает, что работников не хватает практически во всех сферах: начиная от строительства, розничной торговли и заканчивая салонами красоты.
— Нет отрасли, которая бы не жаловалась на нехватку кадров, — рассказывает Наталья Владимировна. — Предприниматели дают объявления о вакансиях, но претендентов мало. Есть соискатели, которые откликаются, но на собеседование не приходят. Не интересуются ни зарплатой, ни условиями труда, ни социальным пакетом. Возникает впечатление, что саратовцам просто не нужна работа. Крупные предприятия могут вырастить свои кадры, а что делать средним и малым? Да, проводятся ярмарки вакансий, но они не позволяют лишь точечно закрыть вакансии. Еще одна проблема: работники не хотят официально трудоустраиваться. Одни банкротятся, другие — алиментщики, скрывающие доход, третьи пекутся, что с пособий снимут. И я, как предприниматель, проигрываю в конкурентной борьбе, если соблюдаю законодательство. Поскольку остаюсь с незакрытыми вакансиями, в то время как мой сосед трудоустраивает работников без оформления.