В первом квартале текущего года 38,4 % компаний назвали ключевым ограничением для своей работы снижение спроса на услуги и товары. Об этом сообщает «Лента ру», со ссылкой на данные Российского союза промышленников и предпринимателей. Что касается малого бизнеса, то сжавшийся спрос наиболее заметен в сфере ресторанного бизнеса, торговли и туризма. «МК в Саратове» поинтересовался у представителей местного бизнес, заметили ли они снижение потребительской активности?
— Если сравнивать с аналогичным периодом 2024 года, то снижение спроса есть, — говорит Андрей Табояков, владелец саратовской сети пабов «Papa`s Irish Pub», кондитерской «Peche Mignon», — общаюсь с саратовскими коллегами-рестораторами. В зависимости от направления покупательский спрос снизился на 15–40 %. Люди стали меньше ходить в кафе и рестораны, часть наших клиентов теперь предпочитает доставку. Сейчас летний сезон, открыты веранды, надеемся на улучшение ситуации.
При этом, согласно официальной статистике администрации Саратова, точек общепита становится больше. В мае 2025 года на территории областного центра работали 1140 предприятий общественного питания. Три года назад (в мае 2022-го) их было 959. Об этом «МК в Саратове» сообщили в мэрии. По сравнению с началом 2024 года количество ресторанов, баров, кафе, кофеен увеличилось с 545 до 556 (на 2 %).
В туристической отрасли падения объемов продаж практически не заметно.
— Небольшое снижение покупательского спроса на туры есть: июнь более спокойный, чем в 2024 году, — рассказывает Дмитрий Демяник, директор саратовского туристического агентства «Зелёный попугай». — На продажах это не сильно отражается: вчера клиентов не было, сегодня идут с утра до вечера. Опять же, если смотреть по продажам туров в Турцию из Саратова: самолеты забиты, хотя цены на отдых не снижаются. В Сочи много отелей на лето уже раскуплено, местные турбазы пользуются спросом.
На снижение спроса жалуются представители сферы услуг — консалтинга, риелторской деятельности, индустрии красоты, сообщила «МК в Саратове» председатель Саратовского регионального отделения «Опоры России» Наталия Панфёрова. Но потребительский спрос никуда не делся, он просто частично ушел в тень, считает Панфёрова.
— Саратовцы по-прежнему пользуются парикмахерскими услугами. Но на дому, — поясняет Наталия Владимировна. — Это началось во время пандемии, когда мастера ушли в тень и увели за собой клиентов. И продолжается по сей день. Похожая ситуация у риелторских агентств: одни специалисты по рынку недвижимости оформились в качестве самозанятых, другие в частном порядке ищут клиентов на интернет-площадках.
Сложная ситуация складывается в сфере розничной торговли, которая поделилась на традиционную и интернет-торговлю, отмечает Наталия Панфёрова. Сервисы доставки, маркетплейсы и интернет-магазины забирают клиентов у розницы.
— При этом у нас хромает правовое регулирование онлайн-торговли, — отмечает председатель регионального отделения «Опоры России». — Маркетплейсам и доставке легче живется. Задайте вопрос курьеру, который привез вам еду, оформлен ли он официально или получает заработок в конверте? Или сотруднику пункта выдачи заказов маркетплейса, который выдает покупки. Не трудоустраивая работника, можно сэкономить на уплате налогов.
Отметим, что в первом квартале 2025 года объем интернет-торговли в стране составил 2,6 трлн рублей, что на 36 % превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Из общей суммы онлайн-продаж 97 % — это покупки в российских интернет-магазинах и маркетплейсах. Такие данные в мае текущего года привела Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).