В отцы годится?

Изменится ли жизнь саратовских сирот после проведения реформы

Несколько лет назад обещание федеральных чиновников перевести всех детей в семьи и полностью ликвидировать систему интернатных учреждений казались утопией. Однако власти всеми силами пытаются развивать институт приёмной семьи: упрощают процедуру устройства детей, выделяют солидное материальное вознаграждение за усыновление малыша-инвалида или ребёнка старше 7 лет и потихоньку закрывают интернаты. Запланированная на следующий год реформа системы сиротских учреждений должна радикально поменять подход к воспитанию сирот. Казалось бы, благое дело, однако эксперты опасаются, что перегибов и злоупотреблений избежать не удастся. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

Изменится ли жизнь саратовских сирот после проведения реформы

Без семьи

По инициативе вице-премьера Ольги ГОЛОДЕЦ запущен проект реформирования системы сиротских учреждений в России. Планируется максимально приблизить условия пребывания в интернатах и детских домах к условиям жизни в обычной семье, не отгораживать детей от мира, а также как можно быстрее находить им новую семью. Предполагается, что положение вступит в силу в следующем году.

Согласно проекту, помещения, где проживают дети, должны быть организованы по образцу обычных квартир, а численность детей в группе не превышать восьми человек. При этом если в детский дом попадают члены одной семьи — братья и сёстры, то их следует поместить в одну группу. «В организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей», — написано в документе. Впрочем, сегодня и так во многих детских домах, в том числе и в Саратовской области, братьев и сестёр не разлучают и стараются по мере возможности создавать небольшие «семейные» группы. После того как реформа будет запущена, подобные условия будут обязаны создать в каждом интернате и детском доме.

Согласно документу, помещения, в которых будут размещаться группы, должны быть оборудованы жилыми комнатами, сан­узлами, комнатами для отдыха, игр, занятий, приёма и приготовления пищи. И помимо общего помещения и имущества у детей должны быть индивидуальное пространство и личные вещи. Кроме того, сиротское учреждение должно создавать комфортные условия для того, чтобы малышей могли посещать потенциальные усыновители.

Вернуть нельзя оставить?

Очень важный акцент ставится на устройство ребёнка в семью. Если раньше сирота, попавший в детский дом или интернат, оставался там на долгие годы, до самого выпуска, то теперь его размещение в государственном учреждении будет называться временным, а само учреждение обязано проводить работу с кровной семьёй маленького человека, чтобы наладить контакт и помочь ребёнку в неё вернуться. Если это невозможно, будут привлекаться потенциальные усыновители, которых сотрудники интерната должны познакомить с ребёнком, подготовить и обучить.

Саратовские эксперты считают подобное новшество положительным, однако опасаются перекосов.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ольга КОРГУНОВА, руководитель Саратовского регионального детского благотворительного общественного фонда «Савва», член Общественной палаты Саратовской области:

— Реформа сиротских учреждений идёт уже давно, но сейчас немного сменилось направление. Скажем, раньше детей изымали из семей, где родители пили и не работали. Теперь предлагается детей из таких семей не забирать, а проводить работу с проблемными мамами и папами: лечить от алкоголизма, проводить психологическую работу, трудоустраивать. И всё это в рамках реформы. То есть цель не заполнять детские дома и интернаты, а наоборот, постепенно избавляться от них, отдавая предпочтение проживанию ребёнка в семье — своей или, если это невозможно, в приёмной. Но у нас всегда бывают перекосы, и не исключено, что они будут и здесь. Раньше малыша могли изъять по самому незначительному поводу: к примеру, молодая одинокая мама обратилась за помощью, а вместо этого у неё ребёнка забрали. Сейчас может пойти перегиб в другую сторону: всеми силами до последнего сохранять семью. Но я считаю, что невозможно издать директиву — одну на всех и тем самым раз и навсегда решить вопрос сиротства. Все семьи разные, по­этому помощь должна быть адресной. Нужно смотреть, что за семья, можно ли в ней оставить ребёнка, не опасно ли это для его жизни и здоровья и есть ли шанс, что его родители встанут на путь исправления.

Как указывает общественница, адресной помощи у нас нет уже давно, но без индивидуального подхода к каждой семье и каждому ребёнку проблему не решить.

Тем не менее, по данным областного министерства образования, Саратовская губерния занимает 12-е место по показателю эффективности устройства детей в семьи, хотя процент социальных сирот всё равно пока составляет около 80%. В настоящее время на территории Саратовской области около 9 тыс. сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом 83% из них проживают в семьях граждан и всего 16% — в учреждениях интернатного типа.

Однако особой проблемой в данной сфере является вторичное сиротство — когда детей из семьи снова возвращают в интернатные учреждения. Как указывают в минобразования, это связано по большей части с неготовностью усыновителей. В 2013 г. таких детей было 60, за пять месяцев 2014-го их уже 14.

Общественники давно говорят о том, что массовая «раздача» детей в семьи чревата опасными последствиями. И грядущая реформа может в разы увеличить число повторно брошенных детей.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Елена БОЧКОВА, председатель Саратовского регионального отделения Российского детского фонда:

— Сейчас заметен устойчивый крен: как можно больше детей отдать в семьи, чтобы полностью ликвидировать сиротские учреждения. Я против массовости, потому что это может привести к опасным последствиям. Ведь ребёнка могут брать в семью не для того, чтобы создать ему тепло, уют и окружить любовью, а исключительно с целью улучшения своего материального положения. В своё время, когда Российский детский фонд только был создан, у нас проходил эксперимент по созданию семейных детских домов. С потенциальными родителями, желающими взять ребёнка в свою семью, проводилась серьёзная работа. Один из обязательных пунктов — мамы и папы должны не менее месяца провести в интернате, поработать с детьми, понаблюдать. Тем самым мы сводили практически к нулю вероятность отказов. Сейчас тоже создаются школы подготовки приёмных родителей, но там проводятся только лекционные занятия. Но одно дело — прослушать лекции, а другое — плотно и длительно пообщаться с этой категорий детей. Поэтому я не только против массовой передачи детей в семьи, но и против материального стимулирования усыновления, этих 100 тысяч рублей, которые государство выделяет за приём в семью малыша-инвалида или ребёнка старше 7 лет. Дети не игрушка, и ломать их психику переходом из одних рук в другие просто безнравственно. Как и выдавать за устройство в семью материальное вознаграждение.

Однако у государства свои планы. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел АСТАХОВ ещё два года тому назад сообщил, что в ходе реализации программы «Россия без сирот» через 5-7 лет могут быть закрыты за ненадобностью все детские дома и интернаты. Региональные власти взяли под козырёк, и начались массовая раздача детей в семьи и закрытие сиротских учреждений. К примеру, в Саратовской области в прошлом году были закрыты 4 детских дома (в Саратове, Балакове, Красноармейске и Воскресенске), а также школа-интернат 8-го вида в Вольске.

Не по-детски

Согласно опросу «Левада-центра», 84% респондентов считают: главный фактор для передачи ребёнка в детский дом — алкоголизм родителей. 77% опрошенных полагают основанием для изъятия ребёнка из семьи, если его не кормят или не обеспечивают одеждой по сезону; 59% — если его не водят в школу; 57% — если родители не уделяют должного внимания здоровью ребёнка (не делают ему прививок, не дают в случае болезни лекарств и т.п.); 48% — если родители его бьют. Тем не менее в грядущей реформе планируются изменения, которые позволят сохранить родительские права даже проблемным семьям.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Владимир ЧЕРНОБРОВКИН, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области:

— Сокращение численности сиротских учреждений — это верный шаг. Главное, чтобы не было излишнего энтузиазма в деле ликвидации интернатов и детских домов. А то получится, как в своё время с детскими садами: сначала закрыли, а потом выяснилось, что их катастрофически не хватает. Но в целом изменения, которые планируются реформой, очень свое­временные и положительные. К примеру, сегодня, согласно Семейному кодексу, через 7 дней после того, как сотрудники органов опеки забрали ребёнка из семьи, они должны подготовить для суда акт по лишению родительских прав. Но ведь бывают разные случаи: в какой-то семье родители пьют беспробудно и дети целыми днями голодные, а бывает, что с горя или радости мама с папой запили первый раз и они не потеряны для общества, а когда очнулись — ребёнка уже забрали. И поэтому сейчас планируется внести в Семейный кодекс изменения, дабы уйти от этих «семи дней». И ещё: санкцию на лишение родительских прав будет давать только суд, а не органы опеки, как это происходит сейчас. И этим никто не ущемляет опеку, они так же будут готовить документы, но решение — изъять или не изъять ребёнка из семьи — будет принимать только высшая инстанция — суд.

Владимир Чернобровкин также указал, что в действующем сегодня Семейном кодексе и федеральном законе «Об опеке и попечительстве» детально прописаны «карательные» функции органов опеки, то есть как изъять ребёнка из проблемной семьи. Но совершенно декларативно указаны профилактические меры по уменьшению социального сиротства, которым опека тоже должна заниматься. Поэтому сейчас предлагается, во-первых, тщательно прописать понятие «социальное сиротство», поскольку этого термина нет ни в одном законе, и, во-вторых, подробно расшифровать, что означает эта самая профилактика социального сиротства. То есть в какой момент сотрудник опеки или полиции может войти в семью, дабы вмешаться и защитить права маленького человека. Но при этом чтобы не было фактов чрезмерного вмешательства государства в дела семьи и «запаздывания» в защите жизни и здоровья ребёнка.

Хорошо если в проблеме сиротства высокие чиновники действительно видят защиту интересов детей, их интеграцию в общество, а не действуют из политических и финансовых соображений. Ведь, согласно данным общественных организаций, содержание одного ребёнка в детском доме обходится в 40-60 тыс. руб. в месяц в регионах и 70-100 тыс. руб. в столице и Подмосковье.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру