Какими недугами страдают саратовские школьники?

Российские чиновники заканчивают разработку новой концепции школьной медицины, которая начнёт действовать уже в этом году

3 февраля 2016 в 12:07, просмотров: 1395

Пересмотрено будет всё: от наличия медиков в учебном учреждении до введения в школьную программу часов, направленных на обучение детей профилактике различных заболеваний, к примеру гриппа. Нет сомнений, уроки здорового образа жизни вполне актуальны и важны, если, конечно, их поставить не отдельным предметом, а в рамки урока ОБЖ. Однако более важным является наблюдение за здоровьем подрастающего поколения вне школьных стен, и именно на это власть имущим не мешало бы обратить внимание. Но, как обычно, чиновники в белых халатах уводят внимание от основной проблемы, пытаясь подменить её второстепенной. По статистике более 80% школьников Саратовской губернии имеют проблемы со здоровьем, причём год от года ситуация ухудшается. А случаев, когда подростки умирают прямо в стенах школы, становится всё больше.

Какими недугами страдают саратовские школьники?

Школа выживания

Как сообщила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна ЯКОВЛЕВА, новая концепция школьной медицины разрабатывается совместно с Министерством образования. По словам замминистра, в концепции будут отражены принципы взаимодействия школьных и медицинских учреждений. «Чтобы это было межведомственное взаимодействие: за что отвечает школьный врач, за что участковый, педагоги. Потому что есть много нюансов, например, должен ли педагог оказывать первую помощь? Всё это надо регламентировать и стандартизировать», — объяснила Яковлева. Сегодня в школах о медицине есть раздел на уроках ОБЖ, как считает замминистра, его нужно менять и вводить дополнения в школьную программу, направленную на профилактику. Дабы дети знали, что это такое, и использовали свои знания на практике. Не исключено, что в курс ОБЖ будет включён раздел о здоровом образе жизни, либо он будет выделен отдельным предметом.

За последнюю неделю января в Саратове произошло два трагических случая с детьми: во время планового осмотра в городской поликлинике умер младенец, а в школе № 83 Заводского района скончался 14-летний подросток. В первом случае медики предположили, что причиной стал так называемый «синдром внезапной детской смерти», однако Следственный комитет начал проверку, в ходе которой будут установлены все обстоятельства происшедшего и точная причина смерти ребёнка. Гибель подростка в школе, как уже выяснилось, произошла по причине болезни — он страдал врождённым пороком сердца. Стоит отметить, что это не первый трагический случай в стенах школы: на уроке физкультуры в Энгельсском районе скончался 15-летний юноша, а в посёлке Знаменский Ивантеевского района 12-летняя школьница умерла после травмы, полученной опять же на уроке физкультуры.

Конечно, подобные трагические случаи не новость для любого региона, однако удивляет другое. Директор саратовской школы № 83, где произошла трагедия с ребёнком, в интервью одному из местных информагентств сообщила поразительную вещь: «Социальный педагог пытался реанимировать ребёнка до приезда «скорой помощи». Возникает вопрос: как вышло, что помощь подростку оказывала социальный педагог, а не врач? Ведь в каждой школе обязательно должен быть медицинский работник. Может быть, новая концепция школьной медицины, наконец, расставит всё на свои места, и каждый участник образовательного процесса будет заниматься своим делом? Учитель — преподавать, а врач, если потребуется, оказывать помощь пострадавшему или заболевшему школьнику.

Здоровье на вырост

В прошлом году Татьяна Яковлева озвучила информацию, согласно которой более 70% российских школьников имеют те или иные отклонения в здоровье. Каждый второй учащийся нуждается в санаторном лечении, каждый четвёртый — в стационарном лечении. При этом каждый третий ребёнок имеет различные патологии, самой распространённой из которых является проблема со зрением. По данным Министерства здравоохранения РФ, в последние несколько лет наблюдается также тенденция роста числа детей, страдающих различными хроническими, простудными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, у большинства обучающихся отмечается физическое и психическое пере­утомление, возникающее в результате сокращения периода отдыха и отсутствия времени на дополнительные занятия, в том числе физической культурой и спортом.

Что же касается школьной медицины, то врачи уже давно говорят, что её необходимо менять. Эндокринологи сетуют на то, что всё больше детей страдают ожирением, психиатры говорят об аномалиях развития и психических расстройствах.

Много шума наделало заявление директора Исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Зураба КЕКЕЛИДЗЕ, который осенью прошлого года сообщил, что 60% российских дошкольников и 70-80% учащихся средних общеобразовательных учреждений психически нездоровы. Дошкольники страдают психическими расстройствами и аномалиями развития, среди школьников таких набирается почти 80%. А у 40% учащихся начальных классов отмечается школьная дезадаптация. Директор центра психиатрии и наркологии считает, что в школах необходимо ввести должность детского психиатра. Центр имени Сербского уже разработал соответствующую программу, и в ближайшее время её реализация начнётся в средних учебных учреждениях Москвы. Несмотря на возмущение родительской общественности, сложно не поверить словам известного врача. Беда в том, что до сих пор в нашей стране работа психиатров воспринимается как карательная, обращение к этому специалисту скрывают или стараются избежать. Возможно, именно поэтому год от года становится всё больше трагических случаев, когда подростки убивают не только своих ровесников, но и родителей (на Алтае — за то, что отругали за «двойки», в Челябинске — за запрет играть в онлайн-игры, в Питере — из-за квартиры, в которой одиннадцатиклассник хотел проживать один, без родственников, в Татарстане — из-за «личной неприязни»).

Сладость не в радость

Какой будет новая школьная концепция — пока сказать сложно. Как и то, заработает ли она эффективно или просто создаст администрации общеобразовательных учреждений лишнюю головную боль. Пока же единственное новшество, реально направленное на снижение нагрузки и улучшение здоровья школьников, — всероссийская программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях», которая будет работать с 2016-го по 2025 г. Реализация программы позволит постепенно перевести всех детей на обучение в одну смену, что облегчит учёбу и синхронизирует учебный процесс.

Что же касается преподавания основ здорового образа жизни, то в Саратовской области нечто подобное уже проводится. Правда, весьма в оригинальной форме — уроков трезвости. Учащимся рассказывает о вреде пагубных привычек, пользе здорового образа жизни и проч. Нужно ли это школьникам (может быть, правильнее было бы рассказать об этом их родителям?), однозначно сказать нельзя. Инициатором занятий послужило местное общество трезвости, нашедшее поддержку в областном минздраве.

А вот здоровье школьников оставляет желать лучшего. Как сообщили в управлении Роспотребнадзора по Саратовской области, углублённый скрининг здоровья детей, включающий осмотр узкими специалистами, проводится не каждый год, а лишь когда ребёнок достигает определённого возраста: в 3-4 года, 6-7 лет (перед школой), 7-8 лет, 10-11, 14-15 и 16-17. И хотя показатели заболеваемости немного снижаются, сказать, что детское здоровье стало крепче, никак нельзя.

Комментарий эксперта

Ирина КИРЬЯНОВА, главный специалист — эксперт отдела надзора по гигиене детей и подростков управления Роспотребнадзора по Саратовской области:

— Если взять заболеваемость школьников нашего региона, то на первом месте стоят болезни органов дыхания (ОРВИ, грипп, бронхиты и проч.) — 45,2%. На втором — болезни органов пищеварения — 6,9%, третье место занимают болезни глаз — 5,8%, четвёртое — кожи и подкожной клетчатки — 5,2% и пятое — нервной системы — 5,1%. За последние три года уменьшилось количество детей, имеющих нарушение осанки и сколиоз, думаю, здесь свою роль сыграли профилактика, смена старой школьной мебели на новую, современную, ну и конечно, заинтересованность родителей в том, чтобы у ребёнка не было проблем с осанкой. Правда, в области существенно увеличилось число подростков, в основном в возрасте от 15 до 17 лет, страдающих болезнями эндокринной системы (диабет, ожирение и проч.) Что касается зрения, то каждый 15-й обследованный школьник страдает нарушением остроты зрения, и чем старше становится ребёнок, тем чаще возникают проблемы со зрением. Это связано с условиями обучения — в школах с плохим освещением классов близоруких детей больше.

Специалист Роспотребнадзора озвучила общие данные областного минздрава. Но в районных центрах своя информация о здоровье детей. К примеру, год назад лишь 8,5% школьников Балаковского района были признаны здоровыми, а у 91,5% выявлены функциональные отклонения. Причём здесь на первое место вышли нарушения осанки и снижение остроты зрения, также стало больше детей с заболеваниями нервной системы.

Что касается ожирения, то эта болезнь становится настоящей проблемой как для взрослых, так и для детей. Если в 2005 г. проблемы избыточного веса были у 23% россиян, в 2012-м — у 25,3%, а по итогам 2015 г. в нашей стране ожирение диагностировано уже у 26% соотечественников. «Сейчас в России примерно 60% женщин и 50% мужчин старше 30 лет имеют избыточную массу тела», — сообщил руководитель НИИ питания, главный специалист-диетолог Минздрава Виктор ТУТЕЛЬЯН.

По словам саратовских эндокринологов, за последние несколько лет количество детей и женщин с ожирением увеличилось в 2-3 раза. Как рассказала на прямой линии, прошедшей в начале января на площадке «МК» в Саратове», врач Нина БОЛОТОВА, «существует такое понятие, как пищевой алкоголизм, когда человек потребляет очень много калорий, которые затем ему просто некуда потратить». Поэтому причина лишних килограммов — малоподвижный образ жизни и неправильное питание.

Комментарий эксперта

Нина БОЛОТОВА, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней, детской эндокринологии и диабетологии СГМУ:

— Причин ухудшения детского здоровья много. Это и изменение особенностей современной жизни: стремительный процесс индустриализации, изменение структуры питания, снижение физической нагрузки, увлечение всевозможными гаджетами, а также генетические заболевания. Мы стали замечать, что патологии переходят в более ранний возраст: то есть те болезни, которые раньше наблюдались у детей старшего возраста, теперь диагностируются у малышей. Растёт число генетических мутаций, становится всё больше врождённых патологий.

На вопрос «что делать?» Нина Болотова указывает, что одними лишь изменениями в системе здравоохранения проблем не решить.

— Необходимо менять систему образования, поскольку сегодня в школах на детей ложится очень большая нагрузка, много лишних предметов, в результате у подрастающего поколения совсем нет свободного времени, — отмечает профессор. — Мы говорим о повсеместной сдаче норм ГТО, но как современные дети могут их сдать? У нас разрушена система бесплатных детских спортивных секций, кружков, а платные доступны немногим родителям. Уроки физкультуры не могут компенсировать занятия в спортивном кружке.

Складывается невесёлая ситуация: врачи и учителя знают о проблемах в своей сфере, которые приводят к ухудшению здоровья детей, но сделать ничего не могут, ибо решения о «взаимодействии, модернизации, обновлении» принимаются наверху, куда замечания от специалистов, напрямую работающих с детьми, просто не доходят.



Партнеры