МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Саратов

Учителя школ Саратовской области готовятся к снижению зарплат

Зарплаты бюджетников стали меньше, но, видимо, учителям, врачам и воспитателям придётся ещё туже затянуть пояса

Особенно педагогам: вместо запланированного майскими указами президента роста заработных плат в 2018 г. в школах ждут сокращения стимулирующих выплат, которые пойдут на увеличение МРОТа. Если, конечно, региональные власти не пожелают помочь и вытянуть образовательные учреждения из финансовой ямы. Ситуацию с зарплатами школьных учителей разбирал «МК» в Саратове».

Худшее, конечно, впереди

Нынешним летом на прямую линию президента Владимира ПУТИНА пробилась молодая учительница начальных классов из Иркутской области. Педагог пожаловалась, что получает зарплату 16,5 тыс. руб. в месяц и не знает, как существовать на эти деньги. Президента удивила столь низкая зарплата, и российский лидер посоветовал губернатору Иркутской области и министру образования обратить на этот случай самое пристальное внимание.

Вероятно, президенту стоит дать такие же ценные указания и губернатору Саратовской области, поскольку заработная плата школьного учителя в 16,5 тыс. не редкость для нашего региона. Особенно проблема видна в небольших районах области, где численность детей меньше, чем в городских школах, и заработки, соответственно, ниже.

Для общественников зарплаты педагогов, не соответствующие майским указам, давно не в новинку. Как сообщил одному из федеральных СМИ сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ, ситуация с заработной платой учителей за последний год резко ухудшилась в большинстве регионов России. «Мы постоянно получаем информацию о том, что уменьшается или фактически вообще отсутствует стимулирующая часть фонда оплаты труда учителей. В ряде регионов нормативы подушевого финансирования сократились либо их собираются сокращать», — посетовал Луховицкий.

В нашем регионе даже Саратовстат обнаружил снижение зарплат работников бюджетной сферы. Местный орган статистики обнародовал данные о средней заработной плате бюджетников Саратовской области в январе — сентябре этого года. Как оказалось, по сравнению с периодом январь — июнь доходы большинства из них снизились. Незначительно, но упали зарплаты в медицинских учреждениях, существеннее снизились заработки в сфере образования: средняя заработная плата воспитателя детского сада в регионе понизилась с 20 до 19 тыс. в месяц. Лидером по этому показателю стал Александровогайский район (21,7 тыс.), антилидером — Краснопартизанский (16,6). Для тех воспитателей детсадов, кто удивится такому падению зарплат и станет рассматривать собственную расчётку, напомним: средняя заработная плата очень «лукавый» показатель, поскольку состоит из оплаты труда как обычных сотрудников, так и администрации учреждения.

Наиболее резко, по данным Саратовстата, снизились доходы школьных учителей: с 26 до 23,3 тыс. руб. Здесь тоже лучше всего обстоят дела в Александровогайском районе (29,1 тыс.), хуже всего — в Краснопартизанском (18,3). Однако неожиданное снижение зарплат бюджетников, особенно в сфере образования, — лишь первая ласточка грядущих неприятностей. Впрочем, обо всём по порядку.

 

Наказание МРОТом

Начнём с того, откуда берутся высокие зарплаты в школах региона. А в том, что они есть, никто не сомневается: учителя некоторых общеобразовательных учреждений умудряются заработать не средние 24 тыс. руб., а гораздо больше.

Как рассказала Галина ПОПОВА, заместитель председателя Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, в основном высокие зарплаты в школах получают те учителя, которые набирают как можно больше часов.

— Пример: для того, чтобы получить 30 тысяч рублей в месяц, школьный педагог должен отработать 36 часов в неделю, — говорит Галина Николаевна. — То есть шесть часов в день он стоит у доски — это нормальная ситуация?! Получается, что педагог работает на две ставки, так как ставка учителя — 18 часов. Правда, это понятие сегодня нивелировалось, последние несколько лет у нас действует другая система оплаты труда. Единой ставки не существует, для каждого педагога базовая часть зарплаты считается отдельно, по сложной формуле, где учитываются стоимость ученико-часа, количество учеников, категория, стаж работы, надбавки за классное руководство и прочее. При таком положении дел педагоги вынуждены гнаться за нагрузкой, чтобы увеличить свой заработок. Конечно, сначала новая оплата труда позволила увеличить заработную плату учителя в два раза, но постепенно произошла стагнация зарплаты. Педагогам несколько лет её не индексировали. Мы постоянно говорим о том, чтобы педагогам установили базовую ставку, то есть достойную оплату труда за эти 18 часов в неделю. Но пока никаких изменений нет.

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день школы и профсоюзы считают повышение МРОТа с 1 января 2018 г. Казалось бы, жить да радоваться! Ведь МРОТ увеличится на 21% и составит 9489 руб. (сегодня его размер 7800 руб.). А значит, и зарплаты бюджетников должны вырасти. На самом деле, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Суть в том, что в школах фонд оплаты единый для всех работников — как для педагогов, так и для обслуживающего персонала. И если увеличение минимального размера оплаты труда не подкрепляется бюджетными деньгами, то администрации учебных заведений приходится урезать стимулирующую часть зарплаты учителей, дабы увеличить его техническому персоналу. То есть доплачивать размер МРОТа из собственных средств, которых и так почти не осталось.

Комментарий эксперта

Галина Попова, заместитель председателя Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:

— Уже дважды образовательным учреждениям приходилось повышать МРОТ за счёт внутренних ресурсов, поскольку финансовых средств им на это не выделяли. Школы могли выкрутиться благодаря экономии по учреждению, которая формируется путём экономии фонда оплаты труда (больничные листы, которые возмещает фонд социального страхования, отпуска без сохранения заработной платы и т. д.). Либо взять недостающие средства из стимулирующей части заработной платы. То есть довести МРОТ до установленного законом минимума, вместо того чтобы заплатить «стимулирующие» учителям. В основном крупные городские школы использовали внутренние ресурсы, а малокомплектные были вынуждены сокращать «стимулирующие». Сейчас ситуация стала ещё острее: МРОТ поднимается весьма существенно, дополнительных денег пока никто не выделяет, соответственно, увеличение «минималки» в очередной раз ложится на учебные учреждения. Беда в том, что у многих ресурсы полностью исчерпаны и на увеличение денег нет. Без дополнительных вливаний из бюджета новый МРОТ образовательным учреждениям не потянуть.

Вопрос «вливаний» крайне болезненный для региональных властей. Саратовские чиновники на заседании рабочей группы комиссии по бюджету городской думы честно признались: для повышения МРОТа бюджетникам областного центра не хватает более 25 млн руб. Вопросы «кто виноват?» и «что делать?» пока не замутнили светлые головы чиновников: было озвучена версия, что зарплата учителей может вырасти в апреле. Почему в апреле? Да кто его знает. Мол, точной даты, когда зарплата должна вырасти, не установлено, главное, чтобы это произошло в 2018 г. Хочется верить, что ближе к новогодним праздникам местные власти всё же решат, как выкрутиться из столь щекотливой ситуации и не нарушить законодательство.

 

Лишить стимула

Опасения профсоюза разделяют и в школах. Как рассказала директор марксовской школы Галина ПОЛИЩУК, в этом году зарплаты педагогов не уменьшились, в первую очередь, благодаря тому, что в учебном учреждении стало больше учеников. Было 629, стало 654, а как известно, деньги идут за учеником. Но грядущее увеличение

МРОТа грозит лишить педагогов стимулирующих выплат.

Комментарий эксперта

Галина Полищук, директор средней общеобразовательной школы № 6 г. Маркса:

— Стимулирующий фонд трещит по швам. Если оклады ниже минимального размера оплаты труда, то нам приходится доплачивать «минималку» из «стимулирующих». С нового года МРОТ вырастет почти до 9,5 тысячи рублей, и, видимо, снова придётся изыскивать собственные средства, поскольку денег нам никто не обещает. Хотя, конечно, хочется верить, что к концу декабря будет приятный сюрприз. Но если ничего не изменится, мы будем вынуждены брать деньги из «стимулирующих» — больше неоткуда. А значит, зарплаты учителей станут меньше.

В балашовской школе № 9 даже молодые специалисты получают вполне приличные для этого небольшого городка деньги — от 17 до 25 тыс. руб. Конечно, чтобы добраться до высшей «зарплатной планки», молодому учителю приходится брать 1,5 ставки классное руководство, а также вести кружки.

— Относиительно достойная заработная плата — это повышенная нагрузка для учителя, а значит, потеря качества работы, — говорит директор школы Андрей РЫЖКОВ. — Судите сами: одна ставка учителя складывается из 18 часов аудиторной нагрузки в неделю плюс 18 часов подготовки к этой работе. Подразумевается, что к каждому уроку учитель должен готовиться один час. Но если ты заинтересованный педагог и хочешь, чтобы урок прошёл динамично и интересно, то подготовка может занимать и 2, и 3 часа. Когда педагоги берут на себя дополнительные учебные часы, это значит, что подготовке к уроку они не могут уделять достаточно времени. Кроме того, я всегда придерживался мнения, что несвойственные функции учителя нужно убирать. В идеале требуется отдельная ставка классного воспитателя, в этом случае педагоги будут освобождены от излишней бумажной работы, общения с родителями и прочими обязанностями классного руководителя. Учитель должен совершенствоваться в своём предмете, искать способы интересной подачи материала, а не взваливать на себя ещё и воспитательную работу.

Комментарий эксперта

Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9

им. П. А. Столыпина г. Балашова:

— С 1 января нового года в очередной раз увеличивается МРОТ, но школам фонды оплаты труда никто не повышает. Откуда мы должны брать средства, если все они были распределены ещё в сентябре? Я вам скажу, как поступают директора: у учителя забрали 1,5 тысячи, а уборщице доплатили. То есть вместо того, чтобы выдать премию педагогам к юбилею или празднику, мы тратим эти средства на соответствие размеру МРОТа. Для того чтобы зарплаты школьных учителей в реальности были достойными, их нужно индексировать хотя бы на уровне официальной инфляции. Индексации зарплат не было давно, и если мы признаём, что годовая инфляция у нас 6%, это означает, что на эти 6% учитель стал беднее. Кроме того, необходимо повысить норматив на ученика, дабы не было диспропорций, когда в Москве зарплата учителя 84 тысячи рублей, а у нас — 24. Если педагог перестанет думать, как свести концы с концами, улучшится качество его труда. У нас же некоторые учителя бегают из одного «быстроденьги» в другой: там занимают — здесь отдают, чтобы долги погасить. И увязают в займах ещё сильнее. Особенно матери-одиночки, которые тянут на себе всю семью, а таких учителей у нас много.

Однако Правительство РФ договорилось поддерживать целевые соотношения зарплат майских категорий бюджетников вплоть до 2020 г., что на общем фоне роста зарплат в стране выльется в дополнительные расходы регионов. А регионы ничтоже сумняшеся переложат часть трат на образовательные учреждения, в очередной раз предложив школам решить финансовые вопросы за счёт «внутренних ресурсов». Вот только останутся ли эти ресурсы — большой вопрос.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах