«Авторитетов» в Саратове убивали друзья и телохранители

«Авторитетов» в Саратове убивали друзья и телохранители
Чикуновские. Фото: Евгений Кузнецов

Когда речь заходит о громких саратовских убийствах эпохи лихих 90-х, в первую очередь вспоминаются те, что нераскрыты. Особенно, если их жертвами становились самые известные фигуры криминального мира. Это убийства Владимира Хапалина - Хапуги, Игоря Чикунова – Чикуна, Алексея Наволокина. Из этой же серии нераскрытые убийства менее известных авторитетов Александра Наволокина, Олега Гульбадьяна, Владимира Барышникова – Барыги. Последний, кстати, на момент гибели в 1999 году, по свидетельствам оперативных сотрудников милиции, хорошо знавших убиенного, от криминальных дел полностью отошёл.

Но ведь немало и раскрытых убийств известных в определённых кругах Саратова людей. Что их объединяет и можно ли ответить на вопрос, почему одни преступления раскрыты, а другие нет, хотя почерк их совершения зачастую один и тот же. Если попытаться провести обзор резонансных преступлений 90-х, то бросается в глаза такое обстоятельство: раскрыты те из них, где убийцами выступали друзья или подручные убитых.

Например, убийство Юрия Факирова – Факира, создателя «Кодекса пацана». 1 марта 1994 на автостоянке профилактория «Сокол» в Саратове его открыто застрелил ближайший помощник, можно сказать, боевой заместитель по прозвищу Филарет. Всё объяснялось просто – второй человек в криминальном сообществе решил стать первым и показательно устранил лидера и как бы друга. Поцарствовать Филарету довелось недолго, уже через неделю его задержали в одной из деревень Волгоградской области.

Ровно через 10 лет, 8 апреля 2003 года, когда эпоха лихих 90-х как бы закончилась, в Саратове погиб один из героев этой эпохи, лидер известной группировки «Парковские» Валерий Булгаков по прозвищу Лапа. По официальной версии, ночью на улице Пушкина возникла перестрелка и авторитета убила пуля, выпущенная из пистолета его водителя и телохранителя, ветерана боевых действий, бывшего бойца спецподразделения МВД. Получается, защищая босса, он сам же его и убил.

Телохранитель сначала вину признал, потом стал её отрицать, утверждая, что признаться его заставили под прессом. В этом, кстати, его активно поддержала мать убитого, не верившая, что преданный, ставший для семьи Булгаковых почти родным, мог даже нечаянно убить её сына.

Лапа в Саратове уже давно не жил, имел греческое гражданство и в Саратов прибыл то ли разобраться с должниками, то ли просто повидаться с родными. Здесь его настигла чья-то пуля, будто посланная из ушедшего десятилетия.

Между этими двумя убийствами – самое дерзкое заказное преступление в истории саратовского криминала, получившее название расстрела на больничной койке. 18 марта 1998 года в палате 2-ой городской больницы киллер в белом халате и в марлевой повязке на лице расстрелял Александра Фадеева по прозвищу Фаня, слывшего казначеем наволокинской бригады. Преступление раскрыли через три с половиной года, в организации убийства, по данным следствия, принимали участие полтора десятка человек, в том числе несколько сотрудников милиции, как бывших, так и действующих. Заказчиком же сочли Алексея Цыганкова по прозвищу Потап, того, что обвинялся в убийстве Чикуна и его команды, но был оправдан, а потом подозревался в убийстве Алексея Наволокина, но там дело до суда не дошло. К тому моменту, когда Потап признался в убийстве Фани он уже имел пожизненный срок за убийство трёх парней из своей группировки «Чайки» весной 1999 года, их отрубленные головы и кисти рук нашли разбросанными вдоль трассы Саратов-Волгоград. За больничный расстрел ему добавили второй ПЖ.

Наконец, целая серия убийств криминальных авторитетов в Энгельсе в 1995-1998 годах – здесь среди погибших оказались целых двое «воров в законе». Сначала в ночь на 2 декабря 1995 года подожгли дом авторитета Зыряя – Владимира Зыряева – на улице Школьной. Когда Зыряй выбежал во двор, спасаясь от огня, его расстреляли. В ноябре 1996 года в Энгельсе в своём автомобиле был расстрелян Шота Гагуа – авторитетнейший «вор в законе», известный всей криминальной России. Наконец, в ноябре 1998 года убивают Балаша – Николая Балашова, также «вора в законе», якобы смотрящего по Саратовской области от российских воров.

В этих убийствах обвинили группу энгельсских бандитов (правда, обвинение в убийстве Шоты с них было снято в последний момент, уже в ходе судебного процесса), причём заказчиком убийства Балаша пытались представить экс-мэра Энгельса Михаила Лысенко. То есть, преступления вроде бы считаются раскрытыми, хотя знатоки криминального мира считают, что по своей инициативе местная братва такого побоища устроить не могла, нити тянутся куда-то далеко и глубоко. Просто с какого-то момента – все суды по энгельсским убийствам проходили уже в нынешнем веке – кому-то стало удобнее представлять преступления раскрытыми, хотя после такого раскрытия вопросов появляется куда больше, чем ответов.            

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру