МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Саратов

Саратовцы возвращают неправильно начисленные коммунальные платежи

Можно ли уследить за ростом цен на ЖКУ и не позволить себя обсчитать?

Этим вопросом задаётся всё больше наших земляков. Нарушения при начислении платы за тепло, воду, электричество и прочее выявляются постоянно, начинаются споры и судебные тяжбы. И тут всплывают новые проблемы: оказывается, мало доказать свою правоту и выиграть суд, надо ещё суметь получить обратно собственные кровные деньги, отданные по неправильно составленным платёжкам.

Сверхмиллионы

Отчёты Государственной жилищной инспекции Саратовской области по работе с обращениями граждан и выявлению нарушений при начислении платы работниками управляющих компаний и товариществ собственников жилья за коммунальные услуги жителям домов вызывают двойственное ощущение.

С одной стороны, конечно, становится страшно — годы идут, а беспредел в сфере ЖКХ остаётся. Принимается бесчисленное количество мер по наведению порядка со стороны грозных надзирающих органов — и прокуратуры, и ГЖИ, а воз платёжек с фантастическими цифрами и ныне там. Всё чаще высокопоставленные чиновники открыто или завуалированно признают своё бессилие перед нарастающим жилищно-коммунально-платёжным хаосом. Помнится, наш бывший губернатор Ипатов говорил, что в современной сфере ЖКХ та же ситуация, что в советской торговле: все воруют и все об этом знают, время от времени кого-нибудь сажают, но воровство неискоренимо.

С другой стороны, обнадёживают результаты, которыми ГЖИ козыряет. Взять хотя бы итоги прошлого года. В предоставленной нам справке облгосжилинспекции читаем: «В 2018 году на предмет начисления платы за коммунальные услуги проведено 1011 инспекционных проверок, по итогам которых выдано 307 предписаний на устранение выявленных нарушений, составлено 319 протоколов об административных правонарушениях.

Для профилактики юридическим лицам выдаются предостережения о недопустимости нарушений, за 2018 год их было 27.

По результатам проверок за 2018 год и выданных предостережений потребителям коммунальных услуг был произведён перерасчёт на сумму 20 миллионов 312 тысяч 900 рублей».

Ну не молодцы ли инспекторы? Хотя справедливости ради надо отметить, что в былые, не столь давние времена у надзирающих органов и покруче достижения случались. Так, по итогам 2014 года прокуратура рапортовала о возвращении гражданам более 35 млн руб. по той же линии — неправедно начисленная плата за ЖКУ, а ведь тогда деньги с учётом галопирующей инфляции гораздо дороже были.

Характер жалоб и, соответственно, выявляемых нарушений тоже с годами не меняется: чаще всего людей обсчитывают на тепле — отоплении и горячем водоснабжении.

Как обсчитывают? Да элементарно: неотапливаемые помещения учитываются как отапливаемые, завышаются объёмы, не производится перерасчёт за те услуги, что не оказаны. При централизованном горячем отоплении завышается стоимость куба воды, не применяется норматив тепловой энергии, необходимой для его подогрева.

Примеры? Пожалуйста. ООО «Прогресс» вернуло жильцам дома № 10 по ул. Бульварной в Саратове 574 тыс. руб., которые неправильно начислили в качестве платы за отопление всего лишь за 4 месяца, с октября 2017-го по январь 2018 г.

ТСЖ «Пчела» обязали вернуть 697 тыс. руб. жильцам дома № 11 по ул. Усть-Курдюмской — в течение 6 месяцев 2017 г. там брали лишнее за горячую воду. По сведениям ГЖИ, «Пчела» предписание выполнила.  

Ещё один крупный перерасчёт на сумму 729 тыс. 300 руб. по требованию инспекторов сделало ПАО «Т Плюс» жителям дома № 28 по ул. Степной в Балакове. Там с августа 2015-го по сентябрь 2016 г. при начислении платы за общедомовые нужды неверно определили площадь общего имущества.

На эту организацию, занимающуюся поставками тепла, кстати, стали особенно часто жаловаться — это отмечают специалисты ГЖИ — после октября прошлого года. Общеизвестно, что в октябре в домах саратовцев были серьёзные перебои с отоплением, оно то появлялось, то исчезало. Однако в домах, не оборудованных общими счётчиками, плату за месяц жильцам выставили в полном объёме, что вызвало неудовольствие людей.

— По данным обращениям с руководителями ПАО «Т Плюс» была проведена рабочая встреча, — сообщили нам в ГЖИ. — В адрес организации инспекция вынесла 7 предостережений, 11 предписаний на устранение нарушений. В 6 случаях перерасчёт потребителям произведён организацией ещё в ходе проверок.

Как все знают, с 12 августа прошлого года жителей нашей области обязали платить ещё и за вывоз мусора — на официальном языке это называется «услугой по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО)». И здесь не обошлось без нарушений, которые стыдливо называют «некорректными начислениями за услугу». Предписания на устранение этого безобразия в 2018 г. выданы ТСЖ «Коралл», ЖСК «Аккумулятор», ТСЖ «Электронстрой», ЖСК «Ангара». Не обошла ГЖИ вниманием и главного мусорщика региона — АО «Управление отходами», которому выдала четыре предостережения и одно предписание на устранение нарушения.

 

Ах, по неграмотности

Перерасчёты, предостережения, предписания — звучит очень грозно. Однако получается, что реальной ответственности — уголовной или административной — за нарушения никто не несёт. Почему? В ГЖИ ответили на наш вопрос так: практика, то есть анализ результатов контроля за начислением платы за коммунальные услуги, показывает, что главная проблема заключается не в чьём-то злом умысле, а в… некомпетентности тех, кто эту плату начисляет. Так уж сложилось, что деньги плательщиков считают специалисты, отличительной особенностью которых является крайне низкий уровень профессиональной подготовки! Причём это, оказывается, касается как управляющих организаций — УК и ТСЖ, так и ресурсоснабжающих. Вот в чём корень зла — в неграмотности. И что же с этим делать?

— Сотрудники нашей инспекции постоянно проводят работу в данном направлении, — поясняют в ГЖИ. — Но этого явно недостаточно, да и не входит в наши обязанности профессиональное обучение.

С этим не поспоришь. Просвещать граждан-плательщиков, которые чаще всего не знают, куда обратиться в первую очередь, увидев непонятно откуда взявшиеся огромные суммы в полученных платёжках, тоже никто не обязан. Но всё же сотрудники инспекции по доброте душевной проводят с ними консультации по больным вопросам — в прошлом году просветили целых 612 человек.

По словам инспекторов, главная ошибка решивших заняться поиском справедливости в том, что они игнорируют непосредственных исполнителей услуг, то есть те организации, которые они сами же как бы и наняли для обслуживания своих домов. В любом случае потребитель должен в первую очередь направить запрос исполнителю, получить от него ответ — какой угодно, но официальный или столь же официальный отказ в предоставлении такого ответа, а уже потом, имея этот ответ на руках, направлять заявление в ГЖИ, прокуратуру или сразу в суд. В противном случае процесс поиска правды может неоправданно затянуться.

Сразу скажу, что дождаться ответа на главный вопрос в ГЖИ не удалось — многомилионные перерасчёты были, есть и будут, это повторяется из года в год, а возможно ли найти действенное средство, чтобы свести нарушения при начислении платы за ЖКУ к минимуму? Чтобы сделать процесс начислений предельно прозрачным и всем понятным? Ведь саратовцы давно воспринимают беспрерывный рост коммунальных платежей — то ли санкционированный властью, то ли ошибочный (так ли?) — уже не как проблему, а как бедствие.  

 

Правда ваша, деньги наши

В цитируемой мной справке регионального ГЖИ есть примечательный абзац, что иной раз неправедно полученные УК деньги возвращают не целым домам, а отдельно взятым лицам. Так, например, произошло с жителем дома № 69 по проспекту Фридриха Энгельса в Энгельсе, который получил от управляющей компании ООО «Строитель-2008» 27 тыс. 200 руб. «за индивидуальное потребление электроэнергии».

Но из разговора с сумевшими доказать свою правоту на уровне суда стало понятно, что этому энгельсцу в квадрате сильно повезло. Решение суда в пользу потребителя ЖКУ — это, конечно, важно, однако мытарства переплательщиков на нём обычно не заканчиваются.

Жительница дома по улице Рабочей, 134/142 в Саратове Наталья Масляницкая смогла доказать в суде, что ТСЖ-5 Фрунзенского района неправильно начисляло ей плату за отопление в течение двух с половиной лет — с 1 октября 2013-го по 30 апреля 2016 г. При начислении специалисты товарищества изменили площадь многоквартирного дома и неверно определили объём отопления в гикакалориях. На претензию плательщицы в ТСЖ-5 не отреагировали, посоветовали обратиться «сразу в суд», будучи уверенными, что она этого не сделает. А она сделала. В итоге 10 ноября 2016 г. районный суд принял решение взыскать с ответчика сумму переплаты в размере 15674 руб. 50 коп., компенсацию морального вреда — тысячу рублей и ещё штраф за неисполнение требований потребителя — 8337 руб. 25 коп. Всего получилось около 25 тыс. руб. Но… спустя более чем два года после решения суда Наталья Владимировна смогла получить только 6 тыс. руб. от управляющей организации. Остальные зависли в воздухе.

Мы поинтересовались у женщины с активной жизненной позицией (которая, кстати, уже перешагнула 80-летний рубеж), легко ли добиваться правды на правовом поле ЖКХ.

— Судите сами — изначально вместе со мной несогласие с начисленной платой выразили семь моих подружек по дому, — сказала Масляницкая. — Но до суда дошла я одна — остальные сошли с дистанции. Узнав, что мне пришлось судиться с ТСЖ целый год, они решили, что лучше платить по неправильным расценкам, чем тратить столько времени и сил.

В доме, где живёт наша собеседница, сложилась сверхзагадочная ситуация. Общедомовой счётчик тепла, установленный в подвале, вышел из строя, и работники ТСЖ-5 его убрали. Жильцам об этом сообщить не удосужились, а плату начисляли по счётчику… другого дома. В подвал никого не пускали. Масляницкой пришлось подключать своих доверенных лиц и эксперта независимой организации, который выяснил к тому же, что и датчики, регистрирующие расход горячей воды на отопление и прочие хозяйственной нужды, установлены на трубах с нарушениями.

— Получив на руки исполнительный лист, я пришла к председателю ТСЖ-5 Владимиру Владимировичу Кошелькову, — продолжает рассказ Масляницкая. — И услышала от него, что организация должна огромную сумму ресурсникам — поставщикам тепла, и пока с ними не рассчитается, ни о каких других выплатах не может быть и речи. Обратилась в службу судебных приставов, там смогли взыскать с ТСЖ всего 6 тысяч рублей, которые я получила. Я написала заявление прокурору района, и карусель завертелась по новому кругу. Тем временем ТСЖ-5 прекратило своё существование. Однако там остался некий представитель — Елена Игоревна Корнеева, которая якобы продолжала собирать с должников деньги по оплате ЖКУ. Этими деньгами вроде бы планировали расплатиться со мной и с другими истцами, имеющими на руках решение суда. Однако Корнеева сокрушалась, что сборы долгов идут очень медленно и трудно.

Наталья Владимировна вновь обратилась к судебным приставам и получила от них ошеломившую её информацию. Оказывается, Кошельков не владеет личным имуществом и взять с него как с должника нечего! Хотя в решении суда ответчиком назывался не он лично, а ТСЖ-5, которое к тому же ликвидировано как юридическое лицо, но почему-то не исключено из реестра налоговой инспекции. Плюс ко всему Кошельков из ТСЖ уволился, и теперь вообще непонятно, с кого взыскивать. Короче, торжество абсурда.

В довершение всего в конце февраля представители службы судебных приставов сообщили Масляницкой, что на ТСЖ-5 в лице Кошелькова подали исковые заявления в арбитражный суд одновременно ПАО «Т Плюс» и налоговая инспекция. Речь идёт об огромных суммах, и пока в ТСЖ не появится конкурсный управляющий, ничего решить нельзя, Когда же это произойдёт, неизвестно.

Таких как борцов за свои права, как героиня нашего рассказа, в Саратове немало. Они доказали свою правоту в суде, но не получили материального подтверждения этому. И теперь сильно сомневаются, что живут, как уверяют руководители нашей страны, в правовом государстве.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах