Буллинг является самой частой причиной подростковых суицидов, заявила первый заместитель главы комитета Госдумы РФ по просвещению Яна Лантратова. Но директора школ замалчивают конфликты, не сообщают в правоохранительные органы о травле ребёнка, опасаясь испортить рейтинги. По словам депутата, новой мерой борьбы станет выведение буллинга из критериев оценки эффективности школ. Планируется также ввести ответственность директоров за утаивание инцидентов травли.
Детский ад
В 2022 году в сети появилось видео жестокого избиения 13-летнего подростка в селе под Саратовом. Группа сверстников сначала ставит ребёнка на колени ребенка, а затем начинает избивать его об капот автомобиля. В издевательствах принимали участие семь человек, пострадавший попал в больницу. Выяснилось, что хулиганы травили подростка полгода, но мальчик ничего не рассказывал родителям, дабы их не расстраивать. Ещё один инцидент произошёл в декабре 2023 года в Ивантеевке. На перемене толпа подростков избила 13-летнего школьника. Ребёнку потребовалась медицинская помощь. Похожая история случилась в одной из школ Балаковского района. В местных СМИ прошла информация, что трое учеников периодически подвергались травле со стороны сверстников. Правоохранители начали расследование после избиения детей.
Ответственность руководителей школ за сокрытие информации о школьных конфликтах и травле есть и сейчас. Правда, штрафы мизерные. Так, на минувшей неделе директора саратовской школы № 16 оштрафовали на 500 рублей. Педагог пыталась утаить факт драки, которая попала в сеть. На видео, датированном ноябрём 2023 года, один из подростков избивал другого в школьном дворе. Прокуратура выяснила, что хулиган ранее состоял на учёте в органах полиции за аналогичные действия, но в сентябре был необоснованно снят якобы в связи с исправлением.
Классная драма
Но штрафами на директоров школ проблему буллинга не решить.
— В школьном коллективе всегда были конфликты, определённые трения, агрессивные лидеры, которые вели за собой других учеников, — говорит экс-председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве области Владимир Чернобровкин. — Вопрос в другом: изучают ли у нас сегодня эту проблему (как её ни назвони — буллингом или травлей) как сложное и конфликтогенное явление? Занимаются ли этим социологи и психологи? Действительно, директора школ зачастую замалчивают конфликты, поскольку это снижает показатели учебного заведения. У школ есть свои рейтинги, и высокая доля детей с девиантным поведением или состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних может испортить показатели. На мой взгляд, профилактировать конфликты в школьной среде должны психологи. Но не один психолог на всё образовательное учреждение в 600-800 человек, как это происходит сейчас. Кроме того, специалист не может находиться в прямом подчинении у директора школы, иначе вся работа пойдёт насмарку. В своё время озвучивалась идея создать школьные и районные службы примирения, в некоторых регионах такой опыт прижился. К примеру, в Пермском крае появились муниципальные службы примирения, психологи выявляли конфликтные ситуации на стадии их возникновения, и мягко выводили детей из них. Был хороший опыт в Энгельсе: местные власти организовали психологический центр из независимых специалистов, которые прикреплялись к школам. Они не подчинялись директору, просто имели свой кабинет и учебные часы в учебном учреждении. Психологи выявляли конфликтных учеников, работали с ними, подключали учителей, классных руководителей, родителей несовершеннолетнего, разрабатывали программу работы со сложными подростками.