Памяти народной артистки России и выдающегося педагога Риммы Беляковой

Аплодисменты королеве

Аплодисменты королеве
Фото: Маргарита Бударина

Глава о том, что символы жизни и смерти существуют

Она ушла в день веры, надежды, любви и мудрости.

Есть что- то символичное в уходе именно в такой день.

Всю жизнь дарила красоту, внушала веру и надежду, несла мудрость актёрской педагогики.

И - ушла, словно собрав воедино все эти добродетели и блага.

В городе стало сиротливее и печальнее - угасла одна из самых ярких звёзд не только саратовского- отечественного, театрального мира.

Не стало Риммы Беляковой.

Старые театралы наверняка помнят её божественно прекрасную и поистине инфернальная Настасью Филипповну.

Ну а более молодые поклонники высокого искусства совершенно точно впечатлились  её игрой в 'Осенней сонате" Бергмана.

С юной Татьяной Родионовой, своей дочерью по пьесе, она  показала зрителям жизнь  капризной, нарциссичной невыносимой звезды музыкальной Вселенной.

Её героиня являлась полным антиподом её самой, но феномен Риммы Беляковой и заключался в том, что она всегда умела не просто приручать чужие судьбы.

Она оказалась наделена талантом понимать и принимать души других, и потому   не играть, а проживать на сцене кошмары и радости не персонажей, а абсолютно живых людей.

А ещё у неё имелся ещё более редкий талант - любить дарования других, даже молодых выпускников чужих  театральных мастерских. Доказательства? Пожалуйста. Та же Таня Родионова - выпускница курса народного артиста Александра Галко ( царство небесное ещё одному  великому актёру и педагогу, ушедшему задолго до Риммы Ивановны) вызвала у Беляковой самые чистые и добрые эмоции:

Ей нравилось быть сценической матерью сценической дочери другого театрального Мастера- кто знает театральный мир тот согласится: такое бывает не столь часто, как хотелось бы.

Глава о том, что реальная Женщина может быть, как из классического романа

Римма Ивановна всегда напоминала автору этих строк героиню романа Моэма "Театр"- великую и несравненную Джулию. Красота, умное кокетство, умение быть элегантной в любой ситуации, живой и насмешливый ум, способность смеяться над собой и, конечно, огромность актёрского дара - полный набор качеств, объединивший литературную героиню и реального человека.

У Риммы Ивановны даже супруг был, тоже актёр и красавец- мужчина- Георгий Петрович Банников, ещё одно легендарное для музыкального театра и для педагогики имя.

С Георгием Петровичем они были настолько красивой парой, что люди оборачивались им вслед, удивляясь такой яркости и гармоничности двоих. Импозантный он и стильная она. Вахтанговец он и мхатовка она!

Эмоции навзрыд и глубочайший психологизм- они дополняли друг друга, подчас яростно спорили, но никогда не враждовали творчески, что бывает отнюдь не во всех актёрских семьях.

В юные годы, когда Римма Белякова училась в Москве, её невероятные, светлые русалочьи  глаза гипнотизировали, уверена, многих её поклонников и просто прохожих.

На этом сходство с Джулией завершается, потому что в отличии от литературной героини Рима Ивановна прожила куда как более драматичную жизнь.

Жизнь, в которой были потери и утраты, и разрывы и конфликты, невидимые тем, кто знал её только, как приму, звезду, профессора театрального института и уважаемого мастера.

Глава о том, что жизнь звезды далека от романтики

За своим красавцем мужем, перенёсшим в совсем не старые ещё годы, тяжкую болезнь, она ухаживала долго, с выдержкой истинного стоика.

Супруг был лежачий, беспомощный, она готовила обеды, убирала квартиру, дарила любимому достойную жизнь на закате его дней.

Она ухаживала за тяжко  уходящим человеком и при этом, не снижая накала отдачи, вела свой курс! Чего ей стоили тогдашние дни и ночи, знает только она сама.

Более половины века (невероятно, правда?!) отдано педагогике!

В её уютной, просторной квартире с множеством книг, фото, пластинок, дисков и интереснейших сувениров, всегда было тесно. Потому что студенческого народу сюда вечно набивалось невпроворот.

К своей "театральной маме" студенты шли и после занятий, посоветоваться о развитии роли, показать трудный этюд и просто поговорить о личном, потаённом.
Она умела  принимать и угощать.
Любила подкармливать вечно голодное студенческое племя чем-нибудь вкусненьким домашненьким, которое фантастически быстро готовила.
Умела хранить чужие тайны и за это её тоже чтили.
И парни, и девушки с  её бесчисленных курсов смотрели на
 неё с восхищением.
Всю жизнь - на высоких каблуках. Осанка и причёска- как у Богини. Чопорность, нудность, высокомерие даже не стучались в дверцы е её души. Понасмешничать могла,  это да,  ещё как лихо!
Красиво смеялась.
Уверяла с сияющими глазами, что секрет её молодости прост- "подвампириает", мол, у молодняка.
В реальности она была роскошнейшим донором любви и красоты. Отдавала, не скупясь и не ожидая взаимности. Обожала всех своих учеников и выпускников- и звёздных и простых смертных.
Среди её театральных детей  целый букет талантливых и ярких личностей. Не обижайтесь, Христа ради не названные, вас так много и не сомневайтесь Римма Ивановна  любила вас всех.

Глава о том, что ученики тоже  составляют  славу учителя

Ученики это такой внушительный список!!!
Да вот хотя бы несколько имён!
Игорь Баголей, один из самых неповторимых, харизматичных актёров Саратовской драмы, ставший директором ТЮЗа, но по счастью, не забывший вкуса и кайфа сцены. 
Виктор Мамонов,  брутальный, философский актёр сам преподаёт ныне  в Саратовском театральном институте, на курсе народного артиста, художественного руководителя Академдрамы Григория Аредакова.
Алексей Зыков- человек- праздник, одна из легенд театрального института. Без его искромётной дисциплины- современных танцев просто не представима Альма матер театральных душ.
Александр Кузьмин, Андрей Фомин- одарённые актёры, начавшие путь в профессию в Саратовской  Академдраме, актёры, которых зрители могут любить и по  их многочисленным кино работам.
Зоя Юдина, прекрасная фарфоровая  девочка, выросшая до уровня истинной примы театра имени  Слонова. 
Юрий Кравец, талантливый актёр, ставший одарённым театральным управленцем в столице, человек, которого люди театра знают, как щедрую и манкую личность. 
Сергей Казаков, масштабный человек, которого прекрасно знает вся  театральная Пенза, тоже ушедший в вип-управленцы. 
Елена Смирнова,  одарённая актриса, одна из основателей и художественный руководитель театра "Балаганчик",
Виктория Шанина, чей искромётный и сердечный  дар истинной лицедейки,  запомнился многим зрителям ТЮЗа.
Олег Загумённов, абсолютно театральный человек, после выпуска у Риммы Ивановны, продолживший образование в ГИТИСе, ставший профессиональным режиссером, работавший в столице, а потом  не один год трудившийся со своим Мастером  рука об руку-в качестве второго педагога в Саратовском театральном институте.
Ныне   доцент Олег Загумённов - мастер курса,  и первые опыты его студентов два года подряд приходила смотреть сама Римма Ивановна.
Пока была в силе, приходила в родные пенаты.
И студенчество было счастливо и трогательно взбудоражено, потому что их посетила легендарная актриса и педагог!  Мастер их Мастера!
Да, восемнадцати- двадцатилетние,  ни разу не видели приму на сцене в спектаклях, зато они заполучили великую удачу  видеть  и слышать  её " вживую". Юные души ощутили магию  её улыбки. Смотрели  дипломные спектакли  её курсов.

Глава о том, что внутренне одиночество - удел больших Творцов

Театральный институт это священные  традиции.
Незыблемые ритуалы.
Это уроки, передающиеся из уст в уста,  из рук в руки 
Театральный институт это много  работы.
И- непременно- шлейф легенд.
Ибо без красивых легенд не бывает Искусства 
Сейчас, когда пишутся эти печальные строки, Римму Ивановну ждут её последние, самые горькие, самые великие аплодисменты.
Овация прощания с человеком, в котором жила страсть к театру и любовь к театральному народу.

Эта женщина умела  расцвечивать будни.
Умела превращать обыденность в праздник.
Она  замечательно чувствовала поэзию и сама , по  её выражению, подчас  "озорничала" с Музой. Сочиняла стихи- впечатления. Стихи- эмоции. Могла и эпиграмкой в кого-нибудь из ближних " запулить".
Было бы дичайшим заблуждением называть её душкой.
Нет, Римма Ивановна могла быть очень жёсткой. Не прощала праздности и лени. А ещё больше- мелкотравчатой подлости всех мастей и оттенков. Умела отвесить моральную затрещину кому надо. 
Верила в чудеса и чудотворность. Возила с собой в сумочке несколько амулетов, связанных со своим мужем Гошей и обожала Гошу младшенького, своего внучка. Печалилась, что у неё было так мало времени на  внука. И ещё меньше- на сына.
Обожала своего Дениса, гордилась его творчеством.
Ну а нехватка времени на семью, это , увы,  обычная драма людей, преданных большому и важному делу. Делу их жизни.
Когда есть служение такому делу, за это часто платят колоссальными душевными перегрузками. И-  одиночеством Творца, трагизм которого могут оценить только другие творцы.
Даже будучи окружёнными людьми, натуры масштаба Беляковой, одиноки. Слишком велик груз ответственности 
Может показаться, что она была из счастливиц. Красавица и умница. Обласканная театральной славой, любимая поколениями зрителей и  студентов. Влиятельная в родном городе и столице. Лауреат двух престижнейших российских наград- "Золотой маски" и премии имени
 Царёва..
Маска с формулировкой "За выдающийся вклад в развитие  театрального искусства"
Премия с формулировкой " За успешное воспитание актерской смены".
Может показаться, что она  родилась любимицей Фортуны.
Только она была  её трудягой из трудяг. Чернорабочим. Той, кто порой падала от усталости, но знала закон жизни- чтобы побеждать, надо улыбаться. Даже сквозь слёзы.
Чтобы побеждать, в том числе и себя, прежде всего себя, надо безумно много работать. Грациозно превращая каторжную актёрскую стезю репетиций и прогонов в увлекательную игру.
Сегодня у Риммы Ивановны Беляковой прощальный бенефис.
Сегодня она утонет в цветах. 
А большая кукла - Арлекин в осиротевшем без хозяйки  уютном  доме, наверное, сыграет свою мелодию, не будучи заведённой ключом 
Любительница и даже знаток тонкого мира, Белякова утверждала, что эта её кукла чувствует всё про театральных людей. И играет подчас свои мелодии, не будучи заведённой.
Смерть неотвратима. 
Любовь и красота вечны.
Ваш  последний выход, Леди сцены оплачут многие люди.
И коллеги и зрители. Будут плакать и... стараться улыбаться  Вам. В последний раз. Как Вы и учили.
Спасибо, что почтили нас своим талантом, Римма Ивановна 
На небесах- не сомневаюсь- ожидается ныне праздник.
В вашу честь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру