Убеждения профессионального... зрителя
Поясню сразу: я давний поклонник театра в целом и саратовских студенческих спектаклей, в частности.
Считаю, что любой, а не только студенческий спектакль, надо увидеть несколько раз, чтобы составить о нём мало-мальски верное впечатление.
Этот спектакль, в рамках проекта "Театр малых форм", я смотрел трижды в мастерской театрального института. И каждый раз он представал для меня разным.
Театр не кино, различия не должны удивлять. Но... Приятно впечатлило, что спектакль открывался разным глубинно, а не в оттенках. Разным от начала и до прощания с его героями, переживающими почти пугающие трансформации.
Впрочем, логичность трансформаций объяснима. Ведь это такая огромность, как "Демон" Лермонтова! Поэзия сколь прекрасная, столь и устрашающая погружением в иномирье чувств.
Видел спектакль, получившийся насквозь инфернальным. Был свидетелем действа, окрашенного подлинной человечностью. И наконец, стал зрителем лермонтовского лирического прочтения. От мистического, признаюсь, по коже бежали мурашки, там поистине царил Демон.
Человечный спектакль подарил надежду на спасение не только душевного сияния Тамары, но и всего светлого в нас самих от сил фатально множащегося в мире зла, кажется, и впрямь уже попахивающего серой.
А вот самый последний по времени просмотра спектакль, пожалуй, больше, чем прежние, восхитил красотой и обаянием артистов, их лиризмом, хотя по торжеству мистицизма мне, признаюсь, несколько взгрустнулось.
Все три постановки, вне сомнения, воздействовали. У каждой имелись свои плюсы и минусы.
Искушения для Демона
Семь девушек на сцене, насколько я понял, оригинально трактуют семь граней души грузинской княжны Тамары. А молодой человек, исполняющий роль Демона, познаёт боль, фатум и счастье любви- и человеческой, и демонической.
Все исполнители - студенты третьего курса театрального института (курсом руководит доцент Олег Загумённов).
Лермонтов - испытание. Браться за подобный материал, да ещё и с ярко выраженным " тёмным, потусторонним" шлейфом, сложно.
Надо отдать должное и мастеру курса, и его "вузовским детям". Мастер умно, бережно и одновременно решительно выводит своих студентов на некий эмоциональный край. Он явно учит их не скаредничать на сцене, потому как театр и - особенно!- высокая классика, ревнивы. Они требуют полной отдачи, сильнейших эмоциональных и интеллектуальных трат. Судя по увиденному, уроки достаточно успешно воспринимаются. Спектакли получаются разными, но знаете, что их счастливо объединяет?
Юные артисты не впадают в столь модную ныне на многих сценах страны истерику, играют душой и, слава Богу, без досадных и раздражающих вскриков, криков и стенаний. Их надрыв сугубо внутренний, потому и отзывающийся в зрительском сердце.
Эмоций и у девушек, и у молодого человека много, но им веришь. Правда, иногда эти эмоции, хотя и внутренние, всё равно перенасыщают зрительный зал и зрительское сердце.
В отдельные минуты от подобного изливания чувств становится больно- почти физически. Но минус ли это? Если и минус, то органично трансформирующийся в плюс- искренностью и самоотдачей молодых актёров.
Музыка любви звучит вживую
Демон и семь его Тамар - сообщающиеся души. Они подпитывают, порой почти истощают и одновременно воспламеняют друг друга.
А ещё они плачут живыми слезами! Плачут на разных спектаклях разные люди, так что слёзы - импровизация, лермонтовский джаз!
Тамары, как и положено горянкам, облачены в черные, правда, не монашеские, а струящиеся и почти сексапильные в своей закрытости платья. А вот "мятежный Демон, дух изгнанья" в белой, романтической рубашке, облегающих брюках и высоких сапогах, подчёркнуто и почти опасно чувственен, что для этого персонажа - архиважно.
Между Демоном и его Тамарами, когда сильнее, когда приглушённее, но всегда ощутимо "искрит" химия страсти. На сцене горит огонь притяжения: отторжения, битвы, вовлечения в орбиту его власти.
После окончания спектакля мастер представил публике всех артистов. Следую его примеру:
Вера Андросова, Алиса Шестерикова, Дарья Солопова, Ольга Бакулева, Анастасия Фирсова, Вероника Медведева, Виктория Чайникова - цветущий букет, окружающий Демона (Александр Дементьев).
Спасибо им всем за погружение в великолепную классику. Поклон за явно не простое, а страстное и умное постижение мастерства: актерского и литературного. За то, что захотелось перечитать (и перечитал!) Лермонтова. Отдельное и просто большущее спасибо за живую и интересную музыку.
У каждого исполнителя свой музыкальный инструмент, и музыка- это тоже способ диалога - с залом и душами друг друга.
Позже узнал, что за всю музыку спектакля отвечает Александр Дементьев, интересно проработавший как свою, "демонскую тему," так и мелодии возлюбленной во всех её семи ипостасях!
Театр - дело живое
Три просмотренных спектакля позволяют размышлять о действе, вспоминая значимое.
Видел спектакль, на котором одна из девушек на несколько секунд забыла текст, смешалась, но собралась и достойно вышла из ситуации.
...Видел спектакль, где все, находящиеся на сцене, мужественно и дружно противостояли зрительнице, бесцеремонно и громко исходившей от кашля и насморка. Помню, тогда я сильно поразился бесцеремонности этой молодой, кстати, особы, позволяющей себе настолько не уважать и актёров, и публику., и саму себя. Ну, " сколько раз твердили миру", нельзя и даже аморально, будучи очевидно простуженным, ходить в общественные места!
А ребята - молодцы, потому как справились, про громко страдающую зрительницу на спектакле забылось - благодаря току энергий со сцены.
...Видел спектакль, где и девушки, и Демон сильно увлеклись в нескольких сценах показом собственной внешней красоты - не в ущерб драматизму, справедливости ради, надо отметить, но элементы нарциссизма прямо сильно ощущались. Театр - дело живое, трудное и интересное. Эта восьмерка (знак вечности, если что) явно осознала, что театр это не работа, а служение.
Семь девушек и молодой человек вдохновенно и ярко строят свою магическую Вселенную. Иногда она получается совершенной, иногда у них не достаёт сил, характера и да, пока ещё идеального мастерства. Но они на уверенном пути к нему! И наблюдать этот путь - радостно и благодатно
Золотая классика взывает к серьёзной и вдохновенной работе. На сцене и над собой. Ежедневно.
К тому же, это ещё и вовсе не выпускной, а третий курс. Так что время для совершенствования у ребят имеется. Но и сейчас они очевидно и безоговорочно прекрасны. Кто уже видел эту работу, тот со мной, думаю, согласится.