В период становления капитализма в России, выделившейся из СССР, и стремительного обогащения той социальной группы россиян, что получила название «новых русских», в нашем городе совершались такие преступления, что несколькими годами раньше воспринимались бы не иначе как анекдоты. Концентрация больших денежных масс в руках людей, далеко не всегда к этому вполне готовых, порождали ситуации, где смешное и страшное, комическое и трагическое переплетались в драматическом клубке.
Вот одна из историй, случившаяся в ту, далёкую теперь пору, в пригородном посёлке Ленинского района Саратова. Там вдруг появился «богатенький Буратино». Его дела вполголоса обсуждались подростками в компаниях и бабушками на скамеечках. Они шептались о том, что девятилетний мальчик буквально швыряется огромными денежными суммами. Одному из своих приятелей он купил в городе ящик «Фанты» и мешок жевательной резинки, другому дал деньги на приобретение «фирменного» спортивного костюма, третьему просто подарил то ли восемь, то ли десять миллионов – дело происходило ещё до деноминации 1998-го, когда деньги считали сотнями тысяч.
Конечно, распространяли эти россказни чаще всего ровесники малолетнего мецената, в их годы фантазировать вполне простительно. Но нашлись в посёлке трое достаточно взрослых мальчиков, младшему – 19, он. кстати. верховодил, двум другим, родным братьям, 23 и 25 лет, услышавших эти байки. Троица приняла сведения. как говорится, «за чистую монету». И решила эту самую «монету» положить в свой карман.
В посёлке болтали, будто «Буратино» берёт деньги из сейфа своего «папы Карло». Сейф этот, типа, запросто открывается с помощью обычной спички. Но тройка начинающих разбойников решила, что одной спички мало, взяли с собой нож-тесак с длинным лезвием, а также отвёртку и газовый баллончик. На руки надели медицинские перчатки, лица спрятали под масками из зимних женских колготок, более подходящего материала не нашлось.
Ворвавшись в квартиру, где в то время находилась только 13-летняя девочка, старшая сестра малолетнего миллионера. Сейф стоял в углу, обложенный декоративными дощечками. Не найдя замка, чтобы вставить в него спичку, горе-налётчики принялись эти дощечки отковыривать отвёрткой. Две или три успели отодрать и домой вернулась хозяйка, мать напуганной девочки и щедрого мальчика. Разбойники в полной панике бросились бежать, с одного из них женщина сорвала маску.
Троицу задержали в тот же день. «по горячим следам». Когда в суде огласили приговор – пять-несть лет. поскольку разбой считается чрезвычайно опасным преступлением, у налётчиков началась истерика. Даже потерпевшим стало их жалко.
Немногим раньше похожее нападение на «квартиру, где деньги лежат», произошло в заводском районе Саратова. Там мешок с купюрами просто стоял на лоджии. Маленький сын хозяина такал оттуда деньги пачками, заработал репутацию богача и накликал на квартиру грабителей. Мешок они вынесли, но деньгами воспользоваться не успели, сразу же попались.
Как после таких историй не поверить, что деньги – зло.
Станислав Орленко