3 ноября 1994 года – едва ли не самого кровавого года в саратовской истории «лихих» 90-х, когда слово «киллер» прочно вошло в язык местных СМИ – у подъезда собственного дома неизвестный трижды выстрелил в спину возвращавшемуся с работы начальнику Приволжской железной дороги Юрию Циттелю. Вопреки повадкам киллеров преступник не сделал контрольного выстрела в голову жертвы, хотя прошёл мимо упавшего, и скрылся. Пистолет он также не сбросил, как полагается при исполнении заказных убийств, впоследствии это оружие так и не нашли. По трём стреляным гильзам, оставшимся на месте преступления, определили, что из этого пистолета совершены, как минимум, ещё два убийства в других регионах Российской Федерации.
Юрий Иванович Циттель скончался через три дня, 6 ноября, в больнице. После его похорон у памятника на Елшанском кладбище два дня дежурили сотрудники милиции. Когда пост сняли, там совершили акт вандализма – сожгли все венки и попытались опрокинуть сам памятник. Циттелю, известному своей порядочностью и бескомпромиссностью, мстили даже после смерти.
Преступление, одно из самых резонансных в Саратове конца прошлого века, по сей день не раскрыто. Хотя об этом не раз объявлялось правоохранительными органами. Выдвигалось множество версий, задерживались самые разные подозреваемые, иногда целыми группами. Были даже признательные показания, то есть, явки с повинной.
9 и 11 ноября 1994 года УВД Саратовской области через СМИ объявило о вознаграждении в 100 миллионов рублей за помощь в раскрытии убийства Циттеля. Это не дало результата.
Двумя неделями раньше, 21 октября, в сауне спорткомплекса «Локомотив» убили пятерых руководящих работников этого спорткомплекса, включая директора (его вывезли в лес и там прикончили). Несколько подозреваемых задержали в тот же день. В декабре 1994-го задержали ещё двух, и они дали письменные признания в том, что убили Циттеля по заказу организатора кровавой разборки в сауне. Правда, эти парни говорили, что заказчик обманул их, сообщив, что начальника железной дороги следует не убить, а только напугать, выстрелив в спину холостыми патронами. Патроны оказались боевыми.
Прошло время, и оба отказались от своих признаний, заявив, что они сделаны под давлением. В итоге до суда дело так и не дошло.
«Пугать» Юрия Циттеля собирались якобы для того, чтобы он не препятствовал аренде стадиона «Локомотив». И не способствовал быстрому раскрытию убийства в сауне, используя свои обширные связи. Два уголовных дела объединили в одно, но убийство начальника ПЖД так и осталось «висяком».
Среди других версий отрабатывалась и та, что была связана с деятельностью Циттеля на посту председателя совета недавно открытого коммерческого банка «Экспресс-Волга». В заказе преступления подозревали крупных саратовских бизнесменов. Не подтвердилось.
Была версия и об убийстве по национальному признаку. Якобы патриотам-экстремистам не нравилось, что поволжский немец Циттель много делает для возрождения немецкой культуры в регионе и активно помогает своим соплеменникам.
Не обошлось и без поиска «чеченского следа» - как раз в декабре 1994 года началась первая военная кампания в Чечне. Будто бы Юрий Иванович не пропустил на Северный Кавказ состав с каким-то незаконным грузом.
Прошло почти три десятка лет, но саратовцы так и не знают, кто и зачем убил Юрия Циттеля.
Станислав Орленко