Саратовцы видят угрозу полного уничтожения пенсионной системы России

Саратовцы видят угрозу полного уничтожения пенсионной системы России
Пенсии россиян под вопросом. Фото: Евгений Коваль

Споры о судьбе российских пенсионеров остаются в числе главных тем федеральных и региональных СМИ.

Масла в огонь подлило высказывание группы экспертов Высшей школы экономики, что страховая пенсия по старости может оказаться недоступной для значительного количества граждан нашей страны. К такому выводу они пришли, проанализировав пенсионную систему РФ «в контексте долгосрочных вызовов и национальных целей развития», что отражено в одноимённом докладе. Доклад опубликован в числе материалов XXII апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Корреспондент «МК в Саратове» попросил высказаться по этой теме саратовских общественников и политиков.

Стратегия неразвития

Специалисты ВШЭ рассмотрели, как складывается ситуация с социальной поддержкой россиян пожилого возраста с момента принятия Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, утверждённой распоряжением правительства 25 декабря 2012 года. Главными показателями, характеризующими уровень пенсионного обеспечения, являются отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП) и среднего размера заработной платы в экономике.

Парадокс в том, что после принятия знаменитой стратегии оба этих показателя в России снизились. В докладе указано: «По данным Росстата, отношение среднего размера назначенных пенсий по старости к величине ПМП снизилось со 191,1% в 2012-м до 161,1% в 2015 году, хотя затем устойчиво росло до 176,4% в 2019 году. В среднем за год соотношение среднего размера пенсий (всех видов) к ПМП составило 157,3% в 2019-м против 176,5% в 2012 году. Таким образом, достигнутое значение рассматриваемого показателя в настоящее время далеко от целевого ориентира стратегии — 2,5-3 ПМП. Отношение среднего размера назначенных пенсий по старости к среднему размеру начисленной заработной платы снизилось с 36,8% в 2012 году до 35,6% в 2014-м, затем выросло до 37,7% в 2015 году и после этого устойчиво снижалось, достигнув 33,2% в 2019 году».

В переводе на общепонятный язык это означает, что реальные доходы населения снизились, а бюджетные ограничения, которые влияют на возможности бюджета софинансировать пенсионные обязательства, стали более жёсткими. Учитывая, что 20-25% от общего числа занятых на российском рынке труда сейчас заняты неформально, зарплаты невысоки, а требования к стажу и величине индивидуального пенсионного коэффициента постоянно растут, круг граждан, охваченных системой обязательного социального страхования, неотвратимо сужается. Значит, для россиян возрастает риск остаться без страховой пенсии по старости. «Это, в свою очередь, с одной стороны, создает риски для достижения национальной цели по снижению бедности, а с другой — противоречит стабильно высоким ожиданиям населения о том, что государство должно создавать условия для предотвращения бедности в старших возрастах, и, следовательно, может усиливать социальную напряжённость», — указали эксперты ВШЭ.

«Путь России — уничтожение остатков социального государства»

Игорь Сухарев, секретарь Саратовского Земского клуба, считает, что сужение круга россиян, охваченных системой обязательного пенсионного страхования, выглядит вполне закономерным:

— Во всём мире существует такой стандарт, как «социальное государство». Это означает, что любой гражданин такого государства имеет гарантию, что он не умрёт от голода и холода, ему будут обеспечены прожиточный минимум и крыша над головой. Независимо от того, где и сколько он работал, какую должность занимал и какую зарплату получал. Примерно такое государство существовало в нашей стране, когда она называлась Советским Союзом. Формально имелась статья Уголовного кодекса об ответственности за тунеядство, но в целом гарантии существовали для всех: работающих, неработающих, пенсионеров, инвалидов.

Сейчас в России наблюдается целенаправленный отход от принципов социального государства. Это, хочу заметить, на фоне того, что даже самые бедные, малоразвитые страны в Африке и в Азии стремятся к созданию социального государства, такова тенденция развития сегодняшнего мира. Россия — одна из немногих стран, которая идёт по другому, противоположному пути. Притом, что у нас ещё сохранилось немало «пережитков» советской системы социального обеспечения граждан — особенно по сравнению с такими странами, как Танзания, Мавритания или Сомали. И это категорически не нравится таким либеральным экономистам, как Алексей Кудрин или Герман Греф, они многократно об этом заявляли. Это те люди, что работают в правительстве, выступают в качестве экспертов, в конечном счёте, формируют социальную политику государства. Они говорят, что социальные программы развращают народ, поощряют в нём иждивенческие и паразитические настроения, вредят его самосознанию. «Народ разбаловался за годы советской власти» — их любимая формула.

Пенсионная политика — одно из главных наследий советского времени. То, что называют пенсионной реформой, на самом деле является не чем иным, как лишением россиян каких-либо программ социальной поддержки в старости, в жизненном периоде, когда человек теряет трудоспособность. Если двигаться по этому пути до логического конца, то закономерным будет полное уничтожение пенсии. До этого, слава богу, ещё далеко, но курс взят и не видно, чтобы он менялся. Возможное лишение значительной части россиян страховой пенсии по старости — один из закономерных шагов на пути к ликвидации остатков социального государства.

«Отказ от обязательств перед людьми»

Ольга Алимова, депутат Государственной думы от КПРФ, предупреждает пенсионеров о возможных неприятных сюрпризах после сентябрьских выборов:

— Для меня ничего нового в докладе экспертов Высшей школы экономики не прозвучало. Я уверена, что сейчас реально всё — лишить людей не только страховой части пенсии, но и любой пенсии вообще. Но одна поправка: если такое будет, то только после выборов в сентябре нынешнего года. Убеждение моё и моих товарищей в том, что никаких пенсионных фондов быть не должно! Как только заходит речь о каком-то фонде, для нас это звучит сигналом: ещё один канал для разворовывания средств. Прозрачность возможна только в том случае, если пенсии будут начисляться из государственного, общего федерального бюджета. Тогда будет видно, куда и зачем уходят деньги, эти процессы станут контролируемыми и управляемыми. Лишение людей страховой пенсии — ещё одно доказательство того, что государство уходит от каких-либо обязательств перед гражданами. Это делается абсолютно сознательно.

Власть признаёт, что рабочих мест она предоставить не может, игнорирует интересы россиян, многократно доказывает, что её обещания ничего не стоят. Люди уходят в тень, в самозанятость, в организации с «серой зарплатой», потому что не видят никакого смысла зарабатывать пенсию. К тому времени, когда нынешняя молодёжь достигнет порога пенсионного возраста, пенсий может вообще не быть. Вот и соглашаются работники получать зарплату «в конвертах», не задумываясь о будущем.

Я ещё не ознакомилась подробно с докладом специалистов ВШЭ, но разговоры о лишении страховой пенсии по старости если не всех, то значительной части россиян, идут уже давно. Вспомните, как было с накопительной частью пенсии: людям дали возможность вкладывать свои деньги в негосударственные фонды и люди поверили в пользу этого начинания. В результате большинство этих фондов рухнуло, и вкладчики потеряли накопительную часть своей пенсии. Поэтому не удивлюсь, если с 1 января 2022 года, после выборов, начнутся очередные сюрпризы для российских пенсионеров, скорее всего, неприятные.

Станислав ОРЛЕНКО.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру