Учителя сельских школ Саратовской области опасаются снижения зарплат

Народные избранники решили помочь школьным учителям, 60% из которых, согласно опросам, недовольны размером своей зарплаты

Педагогов можно понять: чтобы заработать 20-25 тыс. руб. приходится работать на полторы ставки да ещё брать дополнительные нагрузки. На прошлой неделе в Госдуму РФ был внесён законопроект, устанавливающий, что размер базовой ставки зарплаты педагогического работника в общеобразовательной организации не может быть ниже двух региональных МРОТ.

Народные избранники решили помочь школьным учителям, 60% из которых, согласно опросам, недовольны размером своей зарплаты

Казалось бы, идея хороша. Однако в Саратовской области не все школы готовы уходить с подушевого финансирования на базовые оклады. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

Виртуальная прибавка

Новый законопроект, в разработке которого участвовал первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег СМОЛИН, предлагает внести изменения в Трудовой кодекс. Документ устанавливает, что размер базовой ставки зарплаты школьных учителей не может быть меньше двукратного минимального размера оплаты труда, введённого в соответствующем субъекте России. Как отмечается в пояснительной записке к документу, в новой системе оплаты труда педагогов большую долю занимают различные стимулирующие выплаты и компенсации, в то время как в Минпросвещения и Федерации независимых профсоюзов России не раз заявляли о необходимости того, чтобы оклад в структуре зарплаты педагога составлял не менее 70%.

Кроме того, целью законопроекта является стимулирование молодых специалистов и педагогов предпенсионного и пенсионного возрастов, так как первые пока не имеют квалификационных категорий, а вторые не могут активно заниматься внеучебной и иной работой, из-за чего не получают стимулирующих выплат и других надбавок.

Однако даже если документ пройдёт, Саратовскую область изменения пока не затронут, поскольку наша область осталась в числе тех немногочисленных регионов, где действует иная система оплаты труда.

Как разъясняет Николай ТИМОФЕЕВ, председатель областного профсоюза работников образования, базовой ставки у учителей школ Саратовской области нет. В нашем регионе работает система нормативно-подушевого финансирования, которая строится на сугубо рыночном подходе: средства, выделяемые школам, пропорциональны реальному количеству обучающихся в ней детей.

— Подобная система осталась всего в шести областях России, одна из которых наша, — указывает Николай Николаевич. — В большинстве регионов учителей перевели на должностные оклады, и их зарплаты стали выше. При подушевой системе финансирования, когда деньги приходят в школу следом за учеником, реальный рост доходов за последние несколько лет могут видеть учителя только крупных, городских школ, так как чем больше детей в классе, тем выше зарплата педагога. Для общеобразовательных учреждений сельской местности, многие из которых малокомплектные, система ученико-часа неприемлема. Нужно обязательно вводить базовые оклады, потому что в школах становится всё меньше и меньше детей, а значит уменьшается зарплата у педагога. Молодой учитель, который приезжает в село, получает 9-10 тысяч рублей, и администрация школы дотягивает её до МРОТ, как техническому работнику. Поэтому молодые кадры не спешат работать в сельской местности. Взять, к примеру, Дергачи: 36 учителей уехали, а на смену им пришли только 6. Остальную нагрузку возложили на педагогов, конечно, у них выросла зарплата, но и нагрузка — тоже.

По мнению профсоюзного лидера, саратовскому региону пора двигаться вперёд и менять систему оплаты труда учителей. Пока они ещё остались в школах.

Комментарий эксперта

Николай Тимофеев, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:

— К предложенному законопроекту об увеличении базовой ставки педагога до двух МРОТ я отношусь положительно. Это действительно революционная идея, вот только пройдёт ли она? И будет ли когда-либо в нашей области окладная модель оплаты труда учителя или мы так и станем подсчитывать ученико-часы? Здесь всё зависит от воли и желания региональных властей. В июле нынешнего года был повышен МРОТ. Как вы думаете, за счёт чего его повысили в школах? Всё очень просто — за счёт снижения стимулирующей части зарплаты. То есть у учителей просто забрали часть стимулирующих выплат и никакой прибавки к зарплате они не получили. Школам очень тяжело, и они выкручиваются, как могут: скажем, уволился педагог, нового на работу не принимают, а делят нагрузку между другими учителями — вот и повышение зарплаты.

Николай Тимофеев напоминает: зарплата школьного учителя, согласно указу президента Владимира ПУТИНА, не должна быть ниже средней по региону. В прошлом году в Саратовской области таковая составляла 23,6 тыс. руб. А средняя зарплата педагогов школ даже превысила этот порог!

— В нашем регионе зарплаты у учителей разные: например, в Турковском районе — 20 тысяч, в Балтайском 21 тысяча, в Новоузенском 20 тысяч, в Воскресенском меньше всего — чуть более 19 тысяч рублей, — рассказывает Николай Тимофеев. — Но при этом средняя зарплата учителей школ в области превышает среднюю по региону. Как это могло получиться? Всё очень просто. В шести крупных городах нашего региона: Саратове, Энгельсе, Балакове, Марксе, Пугачёве, Балашове зарплаты учителей примерно 24-27 тысяч. То есть за счёт крупных школ с хорошими заработками средняя зарплата «выравнивается». Но не нужно забывать, что на одну ставку ни 19, ни 27 тысяч рублей не заработаешь. Учителя работают на 1,5 ставки, взваливают на себя дополнительную нагрузку. Однако её можно взять, если учеников в школе много. Я знаю малокомплектные сельские школы, в которых всего два учителя — русского языка и математики, и они ведут занятия с 1-го по 11-й класс. Как можно говорить об эффективности труда педагога? Поэтому положение учителей в Саратовской области я считаю плачевным.

 

Против «уравниловки»

Средняя школа села Павловка Марксовского района в текущем году стала известна всему региону: учитель информатики и ИКТ Михаил ГАЛКИН занял почётное третье место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года-2018». Несмотря на то что школа расположена в селе, в ней обучаются 197 детей. Как рассказывает учитель Людмила КИРЕЕВА, когда-то в школе было 330 учеников, а сейчас не удаётся дотянуть и до двухсот. К вопросу перехода оплаты труда на базовую окладную систему вместо подушевой директор относится осторожно.

— На мой взгляд, это палка о двух концах, — говорит Людмила Киреева. — Да, зарплаты складываются от того, сколько учеников в классе. Но судите сами: один учитель ведёт начальную школу и у него в классе 9 учеников, а другой преподаёт в старших классах и у него 25 учеников. Конечно, тот, у кого в классе меньше детей, и зарплату получает соответствующую. Но если будет одна общая ставка, зарплаты будут равны при разном объёме работы. Это не совсем справедливо. Помимо установления базовой ставки нужно просчитывать ещё массу важных моментов: повысят коэффициент за проверку тетрадей, за работу с родителями. А если всё станет упираться в базовый оклад, получится обычная «уравниловка». По-моему, здесь есть над чем подумать и что обсудить.

Людмила Киреева говорит, что средняя заработная плата педагога в школе — примерно 20 тыс. руб.

— Безусловно, есть учителя, в том числе и молодые, которые получают 25 тысяч рублей, — поясняет Людмила Григорьевна. — Это в том случае, если в классе больше двадцати детей плюс внеклассная нагрузка.

 

В погоне за ученико-часами

В небольшом селе Каменка Турковского района есть своя средняя общеобразовательная школа. Правда, малокомплектная — 73 ученика (57 в школе и 16 в филиале). Но и такая численность учеников — достижение не только для села, но и для всего района. Директор школы Сергей ЧУЧКОВ рассказывает, что образовательное учреждение — второе по численности после районных школ и первое среди сельских школ Турковского района.

— Нет сомнений, окладная система для учителей — это хорошо, даже если бы она высчитывалась по единой тарифной сетке, которая была раньше, — высказывает своё мнение директор школы. — Поскольку в этом случае МРОТ поднимается и автоматически растёт зарплата. Сейчас мы «сидим» на ученико-часах. В нашем филиале есть классы, где всего два ученика, средняя наполняемость по классам — 4,8 ученика. В 11-м классе выпускаются 4 школьника, в 10-м обучаются 4, в 9-м — три ученика. Самые большие по наполняемости классы в школе — 8 учеников, это максимум.  

Комментарий эксперта

Сергей Чучков, директор средней общеобразовательной школы села Каменка Турковского района Саратовской области:

— В сельских школах система оплаты по ученико-часам неприемлема, ведь детей мало и с каждым годом становится всё меньше. В следующем году в нашей начальной школе будет обучаться всего один ребёнок, а значит и зарплаты у преподавателей станут ниже. Хотя в реальности нет разницы, сколько учеников в классе — четыре или двадцать, потому что учитель так же работает у доски 45 минут, выкладывается, объясняет, невзирая на количество детей. И заслуживает достойную заработную плату. Конечно, городские школы вряд ли захотят перейти на окладную систему, а малокомплектные образовательные учреждения, в свою очередь, не смогут доказать, что действующая сегодня система оплаты труда уже устарела. При существующей ныне системе оплаты за ученико-час через пару лет зарплата наших учителей станет ниже МРОТ. Сейчас-то она не слишком велика: со всеми стимулирующими выплатами не более 17-18 тысяч рублей, учитывая, что педагог трудится на полторы ставки. На одну ставку получится 8-9 тысяч рублей, не больше.

Учителя сельских школ с тревогой ожидают нового повышения МРОТ в 2019 г., так как в этом году, как было сказано выше, для увеличения минимального размера оплаты труда у учителей пришлось «откусить» от стимулирующих выплат. Как говорят в сельских школах, если при очередном увеличении МРОТ деньги снова придётся брать из стимулирующих выплат, есть опасения, что сельские школы покинут последние учителя.

А что же говорят в крупных, городских школах по вопросу базового оклада для учителя?

Комментарий эксперта

Сергей МЯСНИКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 16 им. Героя Советского Союза К. А. Рябова г. Вольска Саратовской области:

— Пока никто не сказал, сколько составит базовая ставка педагога. И если мы перейдём на оклад, будет ли он больше нынешней зарплаты? Законопроект прописывает базовую ставку в два МРОТ, то есть 22 тысячи рублей, но у нас и сейчас такая же средняя зарплата по школе. Конечно, это на 1,5 ставки, на одну (18 часов) мало кто работает, зарплата существенно ниже. В своё время мы, как крупная школа, голосовали за подушевую оплату, и нас это устраивает. Более того, ныне действующая система мне кажется более справедливой. Ведь в случае установления базовой ставки у учителей нагрузка станет разной, а зарплата — одинакова.

Напомним, в Саратовской области работает около 600 сельских школ, что составляет почти 65% от общего количества школ региона. Из числа сельских примерно 75% — малокомплектные. Несложно подсчитать, насколько выгодна местным властям модель оплаты по ученико-часу. В случае же установления базового оклада финансирование даже самых маленьких школ придётся существенно увеличивать. К чему бюджету лишние траты?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: Тариф «Школьник»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру