Чего ждать от ЕГЭ и ОГЭ-2019 выпускникам саратовских школ

От очередных образовательных инициатив у выпускников школ и их родителей уже идёт кругом голова

17.05.2019 в 15:20, просмотров: 948

Однако чиновники продолжают дополнять и «улучшать» главные школьные экзамены: ЕГЭ для 11-классников и ОГЭ для выпускников 9-х классов

Чего ждать от ЕГЭ  и ОГЭ-2019 выпускникам саратовских школ
Фото Игоря Чижова

Последним достаётся больше всего: уже второй год учителя со страхом обсуждают введение второго иностранного языка, дополнительных экзаменов и новых испытаний. Учащимся последних классов тоже «повезло»: едва ли не каждую неделю появляется новость, что принято решение о запрете подавать документы в пять вузов одновременно. Пока она ничем не подтверждается, но школьники волнуются, нервничают, вместо того чтобы спокойно готовиться к единому государственному экзамену.

 

Перевод с китайского

По данным регионального минобразования, самым массовым экзаменом у выпускников школ Саратовской области остаётся русский язык (один из двух обязательных предметов), на него зарегистрировалось более 10 тыс. участников. Популярным предметом по выбору, по традиции, стало обществознание: его собираются сдавать почти 6,5 тыс. человек.

Как и в предыдущие годы, продолжается рост числа участников ЕГЭ, выбирающих естественнонаучные предметы. Физику в этом году планируют сдавать 2,8 тыс. саратовских выпускников, химию почти 1,3 тыс. участников экзамена, биологию свыше 2,3 тыс. Историю выбрали чуть меньше — 2,2 тыс. участников ЕГЭ. Как и прежде, меньше всего желающих сдать английский язык — 850 человек, литературу — 757, географию — 451, немецкий — 28 и французский язык — 14 выпускников. К числу иностранных языков, которые участники ЕГЭ могут сдавать по собственному выбору, в этом году добавился китайский, его будут сдавать 5 человек из Саратовской области.

Одно из новшеств ЕГЭ-2019: теперь выпускникам не нужно сдавать базовую и профильную математику: для сдачи они могут выбрать лишь один профиль — базовый или профильный.

С одной стороны, может показаться, что это новшество незначительное и сработает только в плюс для абитуриентов. Однако некоторые педагоги придерживаются мнения, что оно может негативно сказаться на школьниках и их дальнейшей судьбе. Напомним, что ЕГЭ по математике является обязательным экзаменом, до 2014 г. разделения на «базу» и «профиль» не существовало, выпускники сдавали единый экзамен. Но через несколько лет чиновники решили: для поступления в технические вузы уровень знаний по математике должен быть выше среднего. Испытание было разделено, но выпускникам разрешили сдавать экзамены обоих уровней. И для многих такая возможность стала шансом попробовать свои силы и подать документы в вузы, где требуется хорошее знание математики. Базовый уровень школьники сдавали лишь для того, чтобы получить аттестат. Теперь с профилем нужно определиться заранее и, как опасаются учителя, число выпускников, не уверенных в своих силах, может увеличиться. Школьники из страха «не сдать» сделают выбор в пользу базового испытания, и технические вузы могут лишиться 10-15% абитуриентов.

 

Старые КИМы на новый лад

Директор средней школы села Камышки Александровогайского района Сергей ХАРЬКОВ рассказал, что сейчас у старших школьников главный предмет волнений — ограничение числа вузов, в которые разрешено подавать документы. И хотя никакого решения на этот счёт ещё не принято, в школьном сообществе оно обсуждается вовсю. Напомним, пока выпускники школ могут попытаться поступить в пять разных учебных заведений. Министр просвещения Ольга ВАСИЛЬЕВА предложила изменить эту систему, сообщив, что «девальвация высшего образования должна быть прекращена», и рекомендовала оставить абитуриентам лишь один вуз, как было в советские времена. Понятно, что такая инициатива существенно уменьшит шансы абитуриентов на поступление.

Что касается ЕГЭ и ОГЭ-2019, то Сергей Харьков отмечает более сложные задания в контрольно-измерительных материалах.

— Особенно усложнились КИМы по математике для девятиклассников, — говорит Сергей Петрович. — Честно говоря, я не понимаю, с чем это связано. Ведь если говорить об основной школе, то это массовая школа, её должны окончить все ученики. Подросткам, которых выпустили из учебного заведения без аттестата, будет невозможно получить образование в дальнейшем. И зачем усложнять и ставить препоны на этом уровне? На мой взгляд, ученик, окончив 9 классов, решает сам: идти в 10-й класс с перспективой поступления в вуз или же обучиться рабочей профессии в колледже.

К слову, по информации Рособрнадзора, в прошлом году остались без аттестатов более 12 тыс. выпускников российских школ. В Саратовской области за период с 2016-го по 2018 г. не справились с итоговой аттестацией и не получили аттестатов 1348 выпускников. Из них 219 одиннадцатиклассников (2016 г. — 100 человек, 2017-й — 65, в 2018 г. — 54 ученика) и 1129 выпускников девятых классов (в прошлом году 364 человека).

Комментарий эксперта

Сергей Харьков, директор средней школы села Камышки Александровогайского района, депутат Саратовской областной думы:

— С моей точки зрения, мы давно прошли «золотые» варианты ЕГЭ и ОГЭ. То, что сейчас экзамены пытаются дорабатывать и совершенствовать, приводит к обратному эффекту. Возьмём для примера отмену заданий с выбором варианта ответа. Было много критики, говорили, что тесты — простые «угадайки», с которыми справится даже двоечник. На самом деле тесты были составлены так, что если ты не знаешь деталей, никогда не сможешь выбрать верный вариант и хорошо сдать экзамен. Тем не менее эта форма заданий была наиболее удобна для детей, которые не способны быстро соображать и принимать решение. И таких учеников очень много. Для них вариант с тестами был хорошим шансом просто получить аттестат.

 

С правом пересдачи

С нынешнего года выпускники 9-х классов впервые проходят устное собеседование по русскому языку. Это новая процедура допуска к государственной аттестации и, как объясняют в Минпросвещения, введена для «проверки навыков спонтанного общения и коммуникации». Итоговое собеседование оценивается по системе «зачёт-незачёт». На устное собеседование каждому участнику отводится в среднем 15 минут. Если ребёнок не смог пройти собеседование, ему предоставляют возможность сделать это вторично.

В Саратовской области в этом году устное собеседование прошли почти 22 тыс. девятиклассников, 99,8% из них получили зачёт.

— Наши учащиеся успешно прошли устное собеседование, — рассказывает Галина ПОЛИЩУК, директор средней общеобразовательной школы № 6 г. Маркса. — Конечно, волновались, но сдали все. Единственная проблема заключается в том, что в день собеседования в школе так же идёт учебный процесс — его никто не отменял. Дети находятся на уроках, организатор забирает одного ребёнка и ведёт на собеседование, потом на собеседование идёт следующий и так далее. Но мы должны уложиться по времени, маленьким школам в этом отношении проще, а кроме того проследить, чтобы побывавшие на собеседовании ученики не пересекались друг с другом. А как это можно выполнить, если идут уроки?

Удивляет директора школы и нововведение по второму иностранному языку, который со следующего года будут изучать в школах.

— Представьте: девятиклассник начинает изучение второго иностранного языка, год он должен его учить и получить итоговую оценку, — говорит Галина Николаевна. — Как за такое короткое время можно выучить язык? Если только один алфавит.

Директор школы также отмечает, что в 9-м классе очень усложнились КИМы по математике.

Комментарий эксперта

Галина Полищук, директор средней общеобразовательной школы № 6 г. Маркса:

— Считаю, экзамен по математике вообще нужно отменить в 9-м классе. Объясню почему. Русский язык — это один предмет и один экзамен. А математика — два предмета, алгебра и геометрия, но в одном экзамене. Что, на мой взгляд как учителя математики, неправильно. Каждый предмет должен сдаваться отдельно, или, к примеру, геометрия — по выбору. Раньше математику преподавали шесть часов в неделю, теперь пять часов. Зато в общий объём материала добавили изучение элементов статистики и теории вероятностей, реальную математику. Часы сократили, а новые темы добавили, в итоге школьники изучают предмет поверхностно, а потом с большим трудом его сдают.

Галина Полищук рассказала, что КИМы по математике для 11-классников легче, чем для 9-классников.

— Мы проверяли: ученики на два года младше решали задания ЕГЭ легко, не все, конечно, но на «тройку» вполне могли бы сдать уже сейчас, — говорит директор школы. — А свой экзамен иногда на «двойку» сдают. В КИМах для ЕГЭ есть лёгкие задания: простенькие уравнения, задачки на вычисление. И задания для ЕГЭ не усложняются с каждым годом в отличие от экзамена для девятиклассников.

 

Опять двойка?!

Как заявляет директор одной из балашовских школ Андрей РЫЖКОВ, устное собеседование по русскому языку — очередной фильтр для девятиклассников. Не прошёл, не сумел пересдать, значит к итоговой аттестации выпускник не допускается.

— У нас есть дети, которые физиологически не смогли пройти собеседование: у школьника речевые расстройства, он не может сконцентрироваться, выразить свою мысль, — добавляет Андрей Георгиевич. — Конечно, подавляющее большинство девятиклассников собеседование прошли, но тем не менее.

По мнению директора школы, любые новации в общеобразовательной школе должны сопровождаться изменениями в учебной программе, иначе от них будет немного прока.

Комментарий эксперта

Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина г. Балашова:

— К сожалению, когда в школе вводятся какие-то новые испытания, к примеру сочинение, то подразумевается, что у учеников тут же должен улучшиться навык письма. Но это ошибочно, поскольку в данном случае нужно менять всю структуру образовательной программы. А у нас получается так: в учебном плане всё по-старому, а дети откуда-то должны получить навыки, которых у них нет. Взять собеседование по русскому языку, без которого нет допуска к аттестации: где в учебном плане выделено время для отработки речевых навыков? Это должны быть дискуссии со школьниками, обучение тому, как грамотно излагать и аргументировать свои мысли, но в традиционной школе подобным вещам уделяется очень мало времени. У самих школьников речь обедняется, молодёжь мало читает, между собой общается знаками, символами, эсэмэсками. И как формировать у них грамотную речь?

Директор школы отмечает, что в последние годы все нововведения почему-то касаются девятиклассников.

— Я всегда выступаю за то, чтобы из 9-го класса выпускники выходили с любыми баллами, — говорит Андрей Рыжков. — Их не надо держать в школе. У нас есть второгодники, которые уже не раз сдают ОГЭ по математике и никак не могут справиться. Родители нанимают им репетиторов, но подросткам не под силу освоить предмет, не укладываются формулы в их головах. Ребят надо выпускать из школы, но мы не можем выдать выпускнику аттестат, пока школьник не сдаст экзамен.