Названия саратовских улиц сливаются в симфонию национальных мелодий

Здесь всегда звучали молитвы на разных языках, строились храмы всех религий, пестрели национальные костюмы в немыслимом многообразии

Среди историков не утихают яростные споры: был ли Саратов и весь регион вокруг него изначально многонациональным или мононациональным, от чего вести его родословную — от крепости князя Засекина или от золотоордынского Увека, кого считать коренным населением. Корреспондент «МК» в Саратове» попытался прочитать страницы истории родного города по «национальным» названиям улиц.

Здесь всегда звучали молитвы на разных языках, строились храмы всех религий, пестрели национальные костюмы в немыслимом многообразии
фото с сайта oldsaratov.ru

Немецкая — между «Россией» и «Европой»

Самая известная саратовская улица с «национальным» названием — конечно же, Немецкая. Хотя большинству саратовцев она известна как проспект Кирова. Наш «саратовский Арбат», наш «Невский проспект на Волге», одна из первых пешеходных зон в позднем СССР (с 1983 г., хотя движение транспорта здесь начали ограничивать ещё раньше), краса и гордость, визитная карточка города. Названий у неё за почти двухвековую историю было несколько, и все они связаны с драматическими переломами в российской истории, прошедшими, в том числе, и через сердце Саратова.

Почему Немецкая — всем понятно. Потому что со второй половины XVIII в. на Волгу валом повалили немцы, которым Манифест императрицы Екатерины II (немки по происхождению, разумеется) от 1763 г. обещал всяческие блага в здешних благословенных, но малообжитых местах. Собственно, среди приезжих были европейцы разных народов, но вроде бы большинство из них всё же прибыло из германских земель, ещё остававшихся разделёнными между сотнями курфюрстов и десятками вольных городов. К тому же русские привыкли всех, кто с Запада, называть немцами, не вдаваясь в национальные различия.

Вот и на улице Немецкой селились представители разных европейских народов. Само название появилось в сохранившихся документах не раньше 1825 г., хотя, как указывает краевед Сергей УТКИН, уже в 1793 г. лютеране построили здесь свой собор Святой Марии (на месте нынешнего корпуса СГАУ), а в 1805-м католики — собор Святого Климента (в нём потом много лет располагался кинотеатр «Пионер»).

Тот же Уткин, ссылаясь на мемуары старожилов Саратова, называет среди домо­владельцев Немецкой улицы в 1820-1840-х гг. чиновника конторы иностранных поселенцев, носителя явно скандинавской фамилии НОРДСТРЁМА, финна, лудильщика ПЕТЕРСОНА, итальянца, архитектора ДИПХЕ и других. Примечательно, что если в первом квартале — от современной улицы Радищева до улицы Горького — жили в основном выходцы из германских земель, то второй и третий кварталы заселяли по преимуществу принявшие русское подданство военнопленные «великой армии» НАПОЛЕОНА, среди которых был, например, известный долгожитель Николя САВЕН, проживший по неподтверждённым документально данным 126 лет и скончавшийся в Саратове в 1894 г.

Возвращаясь же к Немецкой улице, добавим, что в конце позапрошлого столетия она из окраинной стала главной — здесь располагались лучшие особняки, магазины, торговые дома (в том числе известных братьев ШЕХТЕЛЕЙ, из семьи которых вышел великий русский архитектор), гостиницы, первый синематограф — нынешний «Гранд-Мишель» и многое другое. Тогда и родилась знаменитая саратовская загадка о том, что отделяет Россию от Европы. Только уроженцы нашего города знают правильный ответ: Немецкая улица, проходящая между гостиницами с такими названиями.

 

От «белого генерала» до члена политбюро

Эта улица первой попала под каток переименований, принявших массовый характер только в XX в. Немецкой же саратовские гласные (так величали тогда депутатов городской думы) хотели дать другое имя ещё в 1883 г. — Скобелевская в честь знаменитого «белого генерала», героя недавней русско-турецкой войны и покорителя Туркестана. В Петербурге инициативу волжан не поддержали.

Вопрос с переименованием вновь возник в 1914 г. после того, как кайзеровская Германия объявила войну царской России. «Оставлять самую лучшую улицу Саратова Немецкой теперь, когда немецкий народ показал, как он груб и некультурен, представляется несвоевременным», — говорилось в обращении саратовской общественности к губернатору. Предлагали «более подходящие и соответствующие своему значению» названия: Славянская, Волжский проспект, проспект Петра Великого, а лучше всего Скобелевская. Столичные чиновники вновь не согласились с переименованием, но на саратовских открытках времён Первой мировой войны Немецкая называется Скобелевской.

С генеральским именем лучшая улица города жила до 1917 г., когда новая власть отказалась от имени «царского сатрапа» и дала ей название в духе революционных преобразований — улица Республики.

Следующее своё наименование бывшая Немецкая улица получила в 1935 г. После убийства соратника СТАЛИНА в Ленинграде она стала проспектом Кирова. В начале 1990-х была попытка вернуть исконное имя, но саратовцы не приняли эту идею. Сейчас название главной улицы напоминает саратовцам о советском времени и о Сталине — такая ностальгия сейчас очень модная.

Для нас же улица Немецкая напоминает, что Саратов для России издавна был своеобразным островом европейской культуры на самой границе с Азией.

 

Армянский след на русской реке

Согласно саратовской городской легенде, когда-то, лет двести с лишним назад, богатый армянский купец, отправлявший зерно и овёс из Саратова в Персию, захотел всех удивить и построить себе самый высокий в городе дом. Место выбрал на улице Почтамтской, выходящей к Волге. Что-то помешало эксцентричному торговцу, и он успел возвести только два этажа и третий в виде антресоли, но для начала XIX в. и это незавершённое строение выглядело огромным. «Армянский дом» был виден издалека, служил ориентиром и со временем дал название всей улице — Армянская.

Позже купеческий «небоскрёб» всё же достроили и в нём в 1840-х гг. даже жил саратовский губернатор Андрей ФАДЕЕВ со своими ставшими впоследствии знаменитыми внучками — будущими теософом-мистиком Еленой БЛАВАТСКОЙ и писательницей Верой ЖЕЛИХОВСКОЙ, рассказавшей о том доме в мемуарах.

В 1937 г. эту улицу переименовали в честь Немецкой республики, а после начала войны дали нынешнее имя — Волжская.

В советское время мечта торговца-армянина сбылась: на том же месте в 1974 г. воздвигли самое высокое в тогдашнем Саратове здание в 11 этажей — Дом печати, где сейчас располагается корпус издательства «Слово».

Краеведы упоминают также Армянский взвоз на Волге, куда выходила упомянутая улица и где купцы-армяне арендовали участок пристани.

Татарская, Глебовская, Овражная, Нижняя, Навозная, Зарубина

Всё это названия одной и той же улицы, встречавшиеся в саратовских городских документах. Именно здесь в 1836 г. открыли первую в городе каменную мечеть. Спустя более чем сто лет, в 1938 г., в период гонений на все религии, мечеть закрыли и устроили там сначала склад, а затем… медвытрезвитель.

В 1994 г. двум кварталам улицы Зарубина (Герой Советского Союза, во время вой­ны и позже — командир авиаэскадрильи) в торжественной обстановке вернули название Татарская. Через год был заложен камень в основание будущей мечети, которая открылась в 2005 г. Теперь там же находится Духовное управление мусульман Саратовской области.

Коренные саратовцы знают, что когда-то деревянный мост через Глебучев овраг назывался «татарским». Была известна и «татарская гостиница», где ровно 130 лет назад писатель КОРОЛЕНКО встречался с Чернышевским и где теперь располагается саратовская мэрия.

Согласно многочисленным историческим источникам, татары, перегонявшие лошадей для продажи из Астрахани в центральную Россию, стали селиться в окрестностях Саратова с XVII-XVIII вв., образовав сначала свою слободу, а затем и улицу. С тех пор их вклад в формирование общественно-культурной среды нашего города и региона постоянно возрастает.

 

Улица ненайденных сокровищ

В России немного городов, где есть Цыганские улицы, — их меньше десятка. А в Саратове улица с таким названием существовала аж до 1957 г., когда ей дали другое имя в честь репрессированного, а затем реабилитированного сподвижника ЧАПАЕВА Ивана КУТЯКОВА, возглавившего дивизию после гибели легендарного Василия Ивановича.

Изначально эта улица называлась Петропавловской, поскольку в 1818 г. на Хлебной площади (она же Театральная, она же площадь Революции) построили храм в честь двух апостолов. Но в народе закрепилось другое название.

В книге «Имя твоей улицы», составленной по материалам известного саратовского краеведа Евгения МАКСИМОВА, об этом говорится: «Цыгане — народ шумный, беспокойный — доставляли местной власти и горожанам лишние неприятности, поэтому им отвели место за городом, у конского базара. С ростом города появились дома и другие постройки вокруг образованной здесь торговой площади. Появились улицы, где среди прочих строений были бедные мазанки пахотных солдат и осевших в городе цыган. В 1815 году в район Гусёлки были выселены пахотные солдаты и цыгане в числе 602 души, так как их жильё безобразило город и было опасно во время пожара. Но за улицей, на которой находились мазанки цыган, закрепилось определение цыганской. Позже оно превратилось в имя собственное».

Кстати, в той же книге указывается, что в 1909 г. жители улицы обратились в городскую управу с прошением вернуть ей прежнее благозвучное название — Петропавловская, но получили отказ.

Впрочем, есть другая версия, что цыгане на этой улице не жили, а только продавали свои изделия — топоры, котлы, вёдра, сковородки и прочее. Ведь кроме гадания и конокрадства ромалэ всегда славились кузнечным и котельным мастерством. На Верхнем базаре образовался целый Цыганский ряд, выходивший на Петропавловскую улицу, ныне — Кутякова, что и определило её народное прозвище.

Кстати, в Саратове есть ещё и «Цыганский посёлок» — массив частных построек в Ленинском районе близ бывшего Дворца пионеров. Происхождение названия не вполне ясно — то ли потому, что первые постройки были незаконными, или потому, что в середине прошлого века советская власть расселяла здесь цыган, желая отучить их от кочевой жизни.

Цыгане всегда представлялись окружающим их народам носителями всяческих тайн и магических навыков. Вот и об улице Кутякова ходят городские легенды, что на ней осталось огромное количество заколдованных цыганских кладов, найти которые так никому и не удалось.

Многие народы заслужили быть увековеченными в названиях саратовских улиц. Например, есть в Кировском районе Украинская улица и целых четыре проезда с таким же названием, но широким массам это ни о чём не говорит. Нет на карте Саратова ни Польской, ни Еврейской, ни Мордовской улиц, а ведь они тоже могли рассказать бы о многом из исторического прошлого, если бы были.

Нижнее Поволжье заселялось в течение нескольких веков, было много волн разноплеменных переселенцев, и всем тут находилось место. Конфликтов на национальной почве наши предки избегали. Будем помнить об этом, отдавая им дань уважения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 28 августа 2019

Заголовок в газете: Пути народов ведут к Волге

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру