В годы войны самый индустриальный район Саратова прославился истребителями

Когда мы рассказывали о саратовских мемориалах войны, пришлось отметить, что больше всего их установлено в Заводском районе Саратова

Здесь и самолёт, и пушка-зенитка, и монумент воинам-водителям. А ещё скульптурный бюст лётчицы Хомяковой, памятники героям фронта и тыла во дворах школ и на территориях заводов, музеи боевой славы частей ПВО. В грозные 1940-е этот район оказался на острие войны — его больше всех бомбили лётчики «Люфтваффе», а люди здесь работали с невероятным напряжением, выпуская фантастическое количество боевой продукции для фронта.

Когда мы рассказывали о саратовских мемориалах войны, пришлось отметить, что больше всего их установлено в Заводском районе Саратова
фото с сайта oldsaratov.ru

Корреспондент «МК» в Саратове» знакомился с боевым прошлым района промышленной славы.

 

Саратовский участок Сталинградской битвы

В годы войны Заводского района на карте Саратова не было. Южная окраина, где на месте сельскохозяйственных угодий помещиков ЮРИША, ЗАЛЕТАЕВА, ДЕКОНСКОЙ стали строить крупные промышленные предприятия, получила имя вождя народов — Сталинский район (хотя изначально предполагалось назвать Пролетарским). Сталинские районы тогда были в каждом советском городе, как и Ленинские. Своё нынешнее название район получил в 1961 г. во время хрущёвской кампании по развенчанию культа личности. Не всем нравится — требования о возвращении первого имени звучат постоянно, учитывая нынешнюю популярность Иосифа Виссарионовича у россиян. Особенно громко заявляли об этом в дни 70-й годовщины Великой Победы. В одном из обращений к власти говорилось: «С именем И. В. СТАЛИНА саратовцы шли в бой и на труд, совершали подвиги, проявляли чудеса массового героизма и одержали доставшуюся немалой ценой Победу. Жители гордились названием своего района, и поэтому незаконное переименование в разгар второй волны хрущёвской антисталинской истерии, совершённое без учёта мнения жителей, должно быть исправлено и отменено».

Власть этого, конечно, не услышала — расходов на многочисленные переименования и так хватает, а Сталин — всё же фигура, оставившая в истории слишком неоднозначный след. Но тогда, в военное лихолетье, название Сталинского района звучало действительно чрезвычайно символично — его жители реально ощущали себя участниками обороны Сталинграда. Защитники цитадели на Волге во многом зависели от саратовских заводчан, поставлявших им истребители Як-1 с авиазавода, горючее с «Крекинга», боеприпасы, запасные детали, срочно отремонтированные машины и танки.

Здесь была своя «дорога жизни», имевшая не меньше значения, чем знаменитая, ленинградская, через Ладогу. По Алтынной горе через Заводской район шло единственное автомобильное сообщение с воюющим Сталинградом. И конечно, для многих воинов-автомобилистов эта дорога стала «дорогой смерти», потому что гитлеровские бомбардировщики стремились прервать живую нить между городами. Теперь этих водителей вспоминают сигналами у посвящённого им памятника.

О каждом из предприятий Сталинского района в годы войны можно написать отдельную книгу — они это заслужили.

 

Самолёты с «Комбайна»

До сих пор саратовцы называют микрорайон, где находился (увы, о нём приходится теперь говорить в прошедшем времени) авиационный завод «Комбайн». В начале

1930-х здесь в самом деле выпускали комбайны для колхозных полей. Но уже с 1933 г. был оборудован цех по ремонту авиационных моторов, а в августе 1937-го завод комбайнов передали Наркомату авиационной промышленности.

В годы войны завод стал знаменитым на весь мир. 13563 истребителя Як-1 и Як-3 выпустил он во фронтовое небо. Это каждый пятый из всех истребителей, что были в ту пору произведены в СССР.

Французский лётчик легендарного полка «Нормандия — Неман» Франсуа де ЖОФФР, сбивший 11 немецких самолётов, в своей книге восхищённо писал: «Чудесным утром 13 августа 1944 года советские лётчики-перегонщики доставили в полк знаменитые истребители Як-3. Очень лёгкий по весу самолёт отличался высокими лётными качествами, совершенной формой и тщательной отделкой. Обзор у истребителя был изумительным, особенно впереди. Самолёт обладал отличной маневренностью. Точность огня была потрясающей. Мы с горящими от восхищения глазами вертелись вокруг новых машин».

Столь же восторженно отзывались о самолётах саратовского авиазавода польские лётчики полка «Варшава».

В годы войны САЗ 28 раз присуждалось Красное знамя Государственного комитета обороны — в итоге его навечно передали коллективу завода.

 

Военные продукты мирных цехов

В первые же дни войны появилось движение «двухсотников», то, что потом назовут «За себя и за того парня». Ну а в 1941-1945 гг. у «того парня» было конкретное лицо — под ним понимали товарища, ушедшего на фронт, чью норму выполняли на рабочих местах. Очень скоро появились и «пятисотники», «шестисотники», делавшие по 5-6 норм, а потом, к лету 1942-го — и «тысячники», трудового запала которых хватало на 10 норм. 

26 ноября 1942 г. один из таких «тысячников», слесарь авиационного завода

Николай РОМАНЕЦ выполнил сменную норму на 2181% и посвятил рекорд наступлению советских войск на Сталинградском фронте, за что удостоился статьи в центральной газете «Правда».

До начала 1942-го только в Саратове выпускали подшипники для фронта. Это притом, что подшипниковый завод появился незадолго до войны и производственные площади толком освоить не успели. Делу помогла эвакуация из Москвы ГПЗ-1.

На заводе щелочных аккумуляторов — тоже единственном в своём роде для страны — кроме основной продукции выпускали ручные гранаты, радиаторные трубки, лопаты-миномёты и многое другое, необходимое на войне.

Завод зубострогальных станков производил уникальные по своей сложности детали для танков и боеприпасы.

Метизный завод имени В. И. Ленина — миномёты и патроны.

С завода «Крекинг» безостановочно шли эшелоны с горючим, невзирая на жуткие бомбёжки.

На лесокомбинате мастерили понтонные мосты, упаковки для боеприпасов, авиа­планки для сбора самолётов, на заводе силикатного кирпича — керамические корпуса для мин, которые немецкие сапёры не могли обнаружить.

Летом 1942 г. части вермахта вместе со своими союзниками — румынскими и итальянскими подразделениями вплотную подошли к Волге. Саратов стал прифронтовым городом, говоря военным языком, он попал на территорию оперативного тыла фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1942 г. в Саратовской области было введено военное положение, действовавшее до конца 1943 г.

Теперь жить в Саратове стало опасно — особенно в Сталинском районе, предприятия которого превратились в мишень для бомбардировщиков «Люфтваффе».

 

Ужас воздушных тревог

Первые разведывательные полёты вражеской авиации над Саратовом зафиксировали ещё в феврале 1942 г. А в разгаре лета — в первом часу ночи 25 июня того же года, в самую короткую ночь, на город посыпались первые бомбы.

Сталинский район атаковала бомбардировочная эскадрилья «Генерал Вефер». Больше всего пострадал от первого налёта подшипниковый завод — на его территорию упало 7 фугасных бомб из 11, сброшенных гитлеровцами. Загорелась цистерна с мазутом, вылетели оконные стёкла, обрушилось здание столовой. 22 человека получили ранения.   

Следующей ночью ГПЗ-3 бомбило уже 9 «Хейнкелей», каждый из которых швырнул по 2 фугаса. Четыре цеха были разрушены, потери серьёзные — 30 убитых и больше 200 раненых. Немецкие стервятники били не наугад — с земли им сигналили разноцветными ракетами, указывая точки и направление бомбёжки.

Затем настал черёд «Крекинга». Первые два удара — 20 и 21 сентября 1942 г. пришлись на стоявшую у заводского причала баржу, где находились эвакуированные. 256 мирных граждан — в основном женщины и дети — погибли. Жители Сталинского района, пережившие это время, вспоминали, что наутро на деревьях и проводах уцелевших линий электропередачи вдоль Волги были разбросаны части разорванных человеческих тел.  

Наконец 23 сентября мощнейшей бомбардировке подвергся сам нефтяной завод — на него сбросили 120 фугасных и около 800 зажигательных бомб. 129 человек погибли, несколько десятков получили ранения.  

Летом 1943 г., когда германское командование ещё надеялось перейти в контр­наступление и переломить ход войны, предприятия Сталинского района Саратова бомбили особенно жестоко. Опять доставалось «Крекингу», нефтяным базам в Улешах и на Увеке, посёлку Князевка, десятки жителей которого погибли.

Ещё одной важной стратегической целью «Юнкерсов», «Мессершмитов» и «Хейнкелей» стал авиационный завод — в Берлине поняли его важность для фронта и решили уничтожить во что бы то ни стало.

Израиль ЛЕВИН, возглавлявший завод в то время, в мемуарах указывал, что в результате бомбёжки в ночь на 23 июня 1943 г. вышли из строя более 70% производственных площадей, 60% оборудования, общий убыток составил 101 млн руб. Погибли 15 рабочих, самому младшему из которых, сварщику Константину ЗАКУРДАЕВУ было всего 17 лет.

Наркомат авиационной промышленности решил, что завод восстановить невозможно и надо перевезти то, что от него осталось, в Сибирь, подальше от вражеских бомбёжек. Но директор Израиль Левин был другого мнения: в телефонном разговоре со Сталиным он получил разрешение на восстановление предприятия и уже 29 июня, несмотря на пережитый заводчанами ад, они начали сборку самолётов Як-1. К середине сентября завод вышел на выпуск такого же количества самолётов, что было до убийственного авианалёта.

Всего же за время войны на Саратов совершили 25 налётов. Общий материальный ущерб Саратовской области от бомбардировок составил 215 млн руб. Погибло более 400 мирных граждан. Только на Саратов враг сбросил в общей сложности около 7 тыс. авиабомб. Усилиями нашей зенитной артиллерии и истребительной авиации над Саратовом было сбито 16 самолетов противника.

 

На улице героя

Тружеников тыла вдохновляла на подвиги память о земляках — родственниках, друзьях, соседях, которые в то время сражались на передовой. В Сталинском — Заводском районе Саратова, 9 Героев Советского Союза, 4 полных кавалера орденов Славы. Их именами названы улицы в Саратове и в других городах теперь уже бывшего СССР. Всего награды в годы войны получили более 7 тыс. уроженцев района.

Нет Сталинского района на карте города, нет на ней и авиационного завода — через 60 с лишним лет после войны новые хозяева вместе с корпусами производственных цехов снесли с лица земли и мемориальный комплекс «сложившим головы за счастье будущих поколений» — в картину нового торгово-развлекательного центра он не вписывался. Непростая судьба у Заводского района, но живой источник памяти даёт его жителям силы и веру в будущее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 28 августа 2019

Заголовок в газете: Сталинская память Заводского

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру