Покровские паровозоремонтные мастерские в годы войны работали во фронтовом режиме

О трудовых подвигах железнодорожников Энгельса в пору военного лихолетья мы уже рассказывали своим читателям

Героическую летопись их свершений можно писать бесконечно. В год 75-летнего юбилея Великой Победы эта тема особенно актуальна. Благодаря сотрудникам Энгельс­ского городского крае­ведческого музея корреспондент «МК» в Саратове» получил возможность ознакомиться с материалами, повествующими о том, как ковалась победа в Великой Отечественной войне в мастерских, где ремонтировали паровозы и вагоны.

О трудовых подвигах железнодорожников Энгельса в пору военного лихолетья мы уже рассказывали своим читателям
фото из архива музея

Помним и гордимся

«В годы Великой Отечественной войны вагонное депо и паровозоремонтные мастерские осуществляли ремонт железнодорожных составов, прибывавших с фронта».

Лаконичная надпись на мемориальной табличке встречает нынешних работников всем известного в Энгельсе завода АО «Трансмаш» на проходной. Каждый день она напоминает наследникам славы предприятия, какую тяжесть пришлось вынести на своих плечах их предшественникам, дедам и прадедам. Сказано скромно, без излишней помпезности: «Осуществляли ремонт железнодорожных составов, прибывших с фронта» — то есть делали привычную, в общем-то, для себя работу. Но за этой краткой строкой — неимоверное напряжение всех сил, дни и ночи в непомерном труде, осознание своей ответственности перед огромной страной, ведущей смертельную борьбу со страшным и беспощадным врагом.  

Завод АО «Трансмаш» имеет славную и долгую историю. Сейчас он входит в группу компаний «Трансмашхолдинг», флагмана российской отрасли транспортного машиностроения, одного из мировых лидеров железнодорожного машиностроения. История завода началась ещё в XIX веке — в 1893 г. в Покровской слободе были основаны паровозоремонтные мастерские Рязано-Уральской железной дороги. Через полвека их рабочим пришлось пережить испытание огнём Второй мировой войны, почувствовать близость Сталинградской битвы и отправить сотни составов сначала на Восток — в трудовой тыл, затем на Запад — на фронт, где гремели бои.

Память о своих героях для трансмашевцев священна. Ещё в 2014 г. профсоюз и молодёжный совет предприятия открыли проект «Мы помним! Мы гордимся!». Члены молодёжного совета стали встречаться с ветеранами войны и тружениками тыла, записывать их воспоминания, чтобы передать будущим поколениям эстафету мужества, увековечить подвиг защитников Родины и спасителей мира на Земле. Очень скоро к акции подключились дети работников завода, правнуки прошедших сражения на передовой и трудовые вахты в цехах, носивших военные названия. Лучшего метода воспитания нынешних школьников невозможно придумать. Они прикоснулись к героическому прошлому, увидели и услышали живых свидетелей истории. Слова поэта: «Поклонимся великим тем годам» — наполнились для них не книжным, а жизненным смыслом.

Ветеранов на заводе чтут, окружают вниманием и заботой. Их ряды редеют с каждым годом, но по-прежнему живёт в сердцах бойцов сороковых годов любовь к Отчизне, верность долгу и гордость за славное время, когда им выпало жить и бороться, воевать и трудиться. 9 мая 2020 г., в день 75-летия Победы советского народа над гитлеровской Германией, с работниками завода транспортного машиностроения встретились ветеран войны Иван Фомич ЖУРАВЕЛЬ и шесть тружеников тыла. Уважение к этим людям безмерно, признательность им бесконечна.

 

История такого не знала

Среди факторов, призванных обеспечить успех «блицкрига», командование германскими вооружёнными силами называло слабость и неразвитость сети железных дорог Советского Союза. Полководцы прусской школы были уверены, что железнодорожные транспортные артерии СССР не выдержат напряжения войны. Но их расчёты не оправдались. На железные дороги страны легла невероятная нагрузка, но они с ней справились с честью. Более 80% всех грузов в период войны перевозили по железным дорогам. Это стало одним из главных факторов не успеха плана «Барбаросса», а победы советского народа.

Немецкие военные стратеги могли рассчитать технические возможности советских железных дорог, но они не могли угадать силу духа людей, которые на них работали, обеспечивали их бесперебойное функционирование в тяжелейших и зачастую просто страшных условиях. Признания в этом позже прозвучат из уст подсудимых во время Нюрнбергского процесса. И рабочие Покровских паровозоремонтных мастерских в годы войны могли бы служить прекрасным наглядным примером для иллюстрации этих признаний.

22 июня 1941 г., когда репродукторы оповестили советских граждан о пришедшей на их землю беде, у кинотеатра «Родина» в Энгельсе собрался большой митинг. Пришли люди со всего города. Все выступавшие и слушавшие были едины в одном — жители города, каждый на своём рабочем месте, сделают всё возможное и даже невозможное, чтобы спасти и защитить Родину (неслучайно выбрали место для митинга у кинотеатра с таким названием). Рабочие паровозоремонтных мастерских пришли туда вместе со всеми энгельсцами-покровчанами. У них не возникало сомнений, что они выдержат свалившиеся на них испытания, выполнят любые задачи.

Многие из ремонтников сразу же пошли на фронт — кто по мобилизации, кто добровольно. Как и всегда в то время, коммунисты старались быть впереди, подавать пример всем остальным. На своих рабочих местах остались — вернее, были оставлены руководством — лишь те железнодорожники, кого нельзя было заменить, иначе работа остановилась бы. Но таких было немного. На места отцов, мужей, старших братьев пришли подростки, женщины. Война заставила своих детей срочно взрослеть и овладевать рабочими специальностями в кратчайшие сроки, не предусмотренные никакими программами профессионального обучения.

Летом 1941-го железнодорожникам нельзя было терять ни дня. Ценой этого могли стать тысячи жизней, ничем невосполнимые потери на фронте и в тылу. Нынешние историки не очень любят вспоминать, какой грандиозной по своим масштабам была операция по эвакуации огромного числа предприятий и людей с Запада на Восток, на Урал и в Сибирь. А ведь в своё время один из главных полководцев Победы маршал Георгий ЖУКОВ сказал, что не будь свое­временно проведённой эвакуации, не было бы и Победы. Он считал, что эту операцию нужно поставить в один ряд с важнейшими сражениями всей Второй мировой войны.

Слово «эвакуация» для железнодорожников было наполнено особым смыслом, они его понимали лучше, чем кто-либо. Для осуществления беспримерной в истории перевозки стратегически важного промышленного оборудования, множества организаций и учреждений требовалось колоссальное количество паровозов и вагонов. И они должны были быть надёжными, в полной исправности, способными выдержать огромный объём перевозок, не допустить срывов ни в одной мелочи. Война не прощала небрежности ни на фронте, ни в работе на тыловых объектах.

Проходит всего неделя с момента вторжения гитлеровских войск на территорию Страны Советов, и энгельсские железнодорожники из ремонтных мастерских отчитываются, что они сделали для воюющей Отчизны. Отремонтировано 13 вагонов, заменено 1370 шпал на протяжённости 22 километров дороги. 29 июня в мастерских провели ударный воскресник по сбору металлолома.

Трудились по две-три смены, питались, как вся страна, то есть очень скудно. Падали с ног от усталости, а то и от голода, но с рабочих мест не уходили. Наоборот, статистика бесстрастно зафиксировала небывалую производительность труда. Если в мирное время нормой было добротно и качественно отремонтировать за месяц 5-6 вагонов, то теперь тот показатель вырос в два, а то и в три раза. Иногда и вовсе выполняли прежнюю норму месячной выработки за одну неделю.

 

Приказ Верховного перевыполнен

Пришло время Сталинградской битвы. Приказ Верховного главнокомандующего СТАЛИНА был жёстким, как и все приказы военного времени. Чтобы обеспечить оборону города на Волге, остановить натиск гитлеровских орд, туда должно ежесуточно поступать не меньше пятисот вагонов с вой­сками, техникой, боеприпасами. Так приказал Сталин. В реальности же поступало не менее шестисот. В те дни железнодорожники — и покровские тоже — забыли, что такое сон и отдых.

Спустя много лет директор Энгельс­ского городского архива Елизавета ЕРИНА напишет в своей книге «Под покровом Богородицы», посвящённой родному городу: «В годы войны коллективы паровозоремонтных мастерских и вагонного депо постоянно перевыполняли производственные задания по ремонту паровозов и вагонов, попавших под бомбёжку противника, особенно в период Сталинградской битвы. Раньше положенного срока они передавали железнодорожникам станции Покровск готовые составы, работая без выходных, днём и ночью».

Паровозы и вагоны поступали на завод с ужасными повреждениями, часто их, искорёженных бомбами и снарядами, просто поднимали с откосов. Казалось, они теперь годятся только на металлолом. Но покровские умельцы, мастера и волшебники, находили способы вернуть эти груды железа в строй в качестве подвижного состава. Они всё делали сами, ни к кому не обращаясь за помощью (в мирное время такое было немыслимо), организовали у себя чугунное и медное производства, освоили изготовление поковок. 7 ноября 1941 г. в областной газете «Коммунист» появилось фото рационализатора из Покровских мастерских М. Н. СТУДЕНСКОГО, его ставили в пример. Рабочие вагонного депо за время войны подали 65 рацпредложений и внедрили их в производство. Были инициативы и по организации рабочего времени. Так, семья токаря КУРГАЕВА обратились к родственникам рабочих с предложением проводить по вечерам и по воскресеньям уборку цехов своими силами.

В начале 1943 г. на Саратовском авиа­заводе выпустили самолёт «Энгельсский железнодорожник». На его строительство покровчане передали 15 тыс. заработанных ими рублей. Зарабатывали деньги на Ленинском субботнике, где особенно отличились котельщики мастерских КУХОВАРЕНКО и ИБАРУЛИН, инструментальщик БОРОДИН.

В том же году механическому цеху депо было присвоено почётное звание «Фронтовой». Это означало, что люди работают под девизом: трудиться, как на фронте, не уходить из цеха, пока не выполнено задание!

В те суровые годы железнодорожники и продовольствием сами себя обеспечивали. В подсобном хозяйстве за Анисовкой площадью в десять гектаров выращивали просо, ячмень, подсолнух. Лидия ШАТУРНАЯ, юная труженица тыла, позже ветеран труда завода «Трансмаш», вспоминала:

— Нас, подростков, привозили на станцию, и оттуда мы шли пешком полтора километра до поля. Работали не по часам, а по солнышку: начинали, когда оно вставало, завершали трудовой день, когда темнело. Бывало, что своих мам юные работники не видели месяцами.

В мастерских помнят кузнеца-стахановца АБРОСИМОВА, молодёжного вожака ПУСТОВОЙТОВА. Они выступали на митинге в честь Победы, когда рабочие ликовали, услышав известие о завершении войны. Особое значение придаётся сохранению памяти об участниках сражений, таких как слесарь инструментального участка МАРТЫЩЕНКО, машинист паровоза АХТЫРЧЕНКО и многих других.  

Эта память священна, она придаёт силы и энергию нынешним поколениям трансмашевцев, заставляет их преодолевать любые трудности, чтобы быть достойными своих предшественников.

(При подготовке публикации использовались материалы, предоставленные Валерием КОВЛЯРОМ и Игорем ВЬЮГИНЫМ).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 24 июня 2020

Заголовок в газете: Вагоны до станции Победа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру