В церковной традиции поминают 14 тысяч первых мучеников за Христа. Современные исследователи относятся к этому скептически, замечая, что вряд ли в маленьком городке Вифлееме ( по некоторым данным в 1000 человек) , пусть даже и с окрестностями, две тысячи лет назад не могло быть столько мальчиков до двух лет, не та была демографическая ситуация. С другой стороны, в других евангельских текстах, написанных, например, в Сирии, говорится о 64 тысячах детских трупиков. А в некоторых европейских источниках называется совершенно фантастическая цифра – 144 000 убитых ребёнка.
Славяне считали этот день самым страшным в году и старались не выходить лишний раз из дома и ни в коем случае не выпускать детей, за которыми, согласно поверью, охотилась нечистая сила. Это было оправданно ещё и потому, что во время нормальной русской зимы в эту пору самые сильные морозы.
Чтобы спасти ребёнка применяли обереги – предметы из железа, такие, как топор или серп. Их клали под кроватку или под люльку. В колыбель самым маленьким деткам было принято подбрасывать сухой цветок чертополоха, отпугивающий нечисть, или косточку поросёнка в виде монеты, выполняющую функции жертвоприношения. Предания умалчивают, где брали косточки такой формы – специально выпиливали или выводили особую породу поросят.
Ещё обязательно зажигали костёр из соломы, сжигая в нём болезни. беды и тоску. Возжигателем пламени обычно была знахарка или знахарь.