У саратовских родителей нет денег для оплаты высшего образования детей

У саратовских родителей нет денег  для оплаты высшего образования детей
Фото: pixabay.com

Проведённое исследование сервиса Superjob показало, что за последние десять лет доля родителей, рассчитывающих на то, что их дети-выпускники продолжат обучение в вузах, сократилась почти в два раза. В этом году всего 43% сообщили, что их ребёнок пойдёт получать высшее образование, хотя в 2010 году такой ответ давали 80% мам и пап. Более того, каждый пятый опрошенный сказал, что после окончания школы их ребёнок будет приобретать среднее профессиональное образование (в 2010-м лишь 8% родителей пожелали отдать чадо в техникум). Саратовские эксперты называют предполагаемые причины снижения интереса к получению высшего образования.

 

Ценник на знания

В саратовских вузах спада интереса пока не замечено.

— Не могу сказать, что абитуриентов стало меньше, — высказался Владимир Макаров, доктор географических наук, профессор, декан географического факультета СГУ имени Н. Г. Чернышевского. — Вчерашние школьники идут в вуз охотно, что показал прошедший недавно День открытых дверей, который посетили старшеклассники с родителями. Возможно, отток абитуриентов и проявится в ближайшие два года, но пока такой тренд я не улавливаю. Хотя, конечно, представление родителей о том, что ребёнок обязан получить диплом, потихоньку выветривается, как мне кажется. Я был в Германии, в промышленном регионе Северный Рейн-Вестфалия. Там очень чёткое предоставление об образовании: сначала нужно получить ремесленное, то есть как у нас — профессиональное образование, а потом можно приобретать высшее. Причём многие оканчивают только бакалавриат — четыре года, и считают, что этого достаточно. А в магистратуру идут в основном врачи, юристы. У нас же как началась эта волна: юристы, экономисты, так и идёт.

У директоров общеобразовательных школ — своё мнение.

— Я не думаю, чтобы родители не захотели дать своим детям высшее образование, скорее здесь причины иные, — высказывает свою точку зрения Галина Полищук, директор средней общеобразовательной школы № 6 города Маркса. — Первая причина — пандемия, которая наложила отпечаток на образование: школьники были вынуждены учиться удалённо, в результате это негативно отразилось на качестве знаний. Вторая причина — в вузах бюджетных мест гораздо меньше, чем желающих поступить. И если несколько лет назад родители могли оплачивать учёбу на коммерческой основе, то сейчас я разговариваю с мамами и папами, и они мне говорят: денег нет. Конечно, те школьники, кто учился хорошо, занимаются сегодня с репетиторами, будут пытаться поступить на бюджетные места. Но если не попадут, история умалчивает, где они будут учиться, и будут ли вообще. Единственное, я рада тому, что перекос в образовании, когда поголовно все выпускники школ метили в студенты, постепенно выправляется. В нашей школе были выпуски, когда 100% выпускников 11-х классов поступали в вузы. Но это же несерьёзно. Ведь потом устроиться на работу трудно. На сегодняшний день в нашей школе 90% выпускников хотят поступить вузы. Если не поступят, то, как говорят их родители, пойдут учиться в техникумы. Надо получить хоть какую-то профессию.

 

Диплом для официанта

— Начнём с того, что подобная тенденция — обесценивание высшего образования, характерна для нашей страны, — говорит Александр Пантелеев, кандидат психологических наук, политический психолог. — Я смотрел статистику по другим странам, там ситуация стабильная: высшее образование поддерживается и ценится. У нас иная ситуация. Вопрос — почему? Думаю, что наше высшее образование отстаёт от прогресса. Серьёзные работодатели предъявляют массу требований к молодым специалистам: три иностранных языка, владение сложным программным обеспечением и т. д. И это не капризы — такие условия диктует экономика, прибыль в конце концов. А у нас некоторые выпускники вузов не могут в Microsoft Word документ составить, пишут неграмотно. Мне об этом рассказывали сами работодатели. Вузы недоучивают, а работодателям такое образование не нужно. И многие берут молодых специалистов, не глядя на диплом, а смотрят на другие качества: навыки, обучаемость, мотивацию к работе, активность, коммуникабельность. А если диплома нет — ну, ничего страшного, потом получит, не большая проблема. Зато в тех отраслях, где высшее образование вроде бы и не нужно, от работников требуют диплом. Я как-то проходил мимо китайского ресторана и на дверях увидел объявление: требуются консьерж и официанты с высшим образованием. Думаю, для рестораторов диплом — это гарантия того, что человек обладает хорошими коммуникативными навыками, умеет понятно выражать свою мысль, а значит, сможет общаться с клиентами.