Здесь был Петя: саратовским рыбакам царь дал рубль

Здесь был Петя: саратовским рыбакам царь дал рубль
Фото: Сергей Климушев

350-летие со дня рождения первого российского императора в Саратове отметили с небывалым размахом. 9 июня тысячи людей собрались на площади его имени, где полтора месяца назад установили памятник строителю Петербурга, три столетия назад ступившему на саратовскую землю во время Персидского похода и ещё раньше, в 1701 году, издавшему указ об отводе городу Саратову земель «вверх по Волге реке» «на табунные выпуски, и на сенные покосы, и на лесные угодья».

В походном журнале Петра Первого-Великого есть запись от 13 июня 1722 года: «По утру рано приехали в Саратов. Его величество был у тамошнего управителя, оттуда был в соборной церкви у обедни».  

В Свято-Троицком соборе Саратова не сохранилось вещественной памяти о посещении храма императором Петром Алексеевичем. Хотя, по словам настоятеля Михаила Беликова, в музее собора хранится медная табличка, свидетельствующая, что в 1863 году храм посетил наследник престола Николай Александрович, сын Александра Второго Освободителя, так и не ставший царём из-за безвременной кончины. До революции 1917 года эта табличка висела в алтаре. Можно предположить, что Пётр не удостоился памятного знака из-за своего своеобразного отношения к церкви и к религии вообще.

Пребывание императора вместе с императрицей Екатериной в Саратове длилось совсем недолго — уже вечером царская галера отправилась дальше, вниз по Волге. Но этот исторический эпизод оброс множеством легенд и преданий. Начиная с того, что часть местных краеведов утверждает, что это был уже второй визит Петра в Саратов — якобы впервые он побывал здесь в 1695 году во время Азовского похода, а также будто бы лично участвовал в закладке города Петровска — «младшего брата Петербурга». Но никаких документальных подтверждений тому нет.

И в 1722 году государь всея Руси остановился в Саратове не для того, чтобы оказать честь его жителям и вникнуть в городские дела, а из политических стратегических соображений.

В книге «Саратовское Поволжье в эпоху Петра I», выпущенной местным издательским домом «Волга» к 350-летию со дня рождения первого российского императора, известный саратовский историк Сергей Мезин указывает, что, хотя царь и не обошёл город своим вниманием, главной целью его остановки в Саратове во время Персидского похода была встреча с калмыцким ханом Аюкой, чья ставка находилась там, где впоследствии возникла Покровская слобода, позже переименованная в Энгельс.

«Для перевоза старого хана через Волгу была направлена царская полубаржа, накрытая красным сукном, а для его служителей — несколько шлюпок и вереек», — пишет учёный.

Далее Мезин отмечает, с каким почётом русский царь встретил калмыкского правителя: «В бумагах кабинета Петра Великого сохранились сведения о том, что 14 июня был подготовлен указ саратовским кабацким бурмистрам об отпуске на войско хана Аюки двухсот вёдер вина. Там же есть упоминание об отпуске калмыкам 15 пудов табака. Из тех же бумаг следует, что царь рассчитывал использовать в своём походе семитысячное войско калмыков».

Это был очень ценный подарок. В исторических записях о том, как в России начали курить, говорится, что одна «бумажка», набитая «сатанинским зельем», то есть самокрутка, стоила столько же, сколько пуд ржаной муки.

Тем более табаком и вином царская милость не ограничилась. Пётр одарил Аюку дюжиной золотых медалей, по 20 червонных каждая, как записано в походном журнале. Семи ближайшим служителям хана император пожаловал 185 червонных и ещё 500 руб. дал на подарки «командирам калмыцким», что отправились в Персидский поход (кстати, в исторической литературе говорится не о семи, а о четырёх тысячах конных калмыков, присоединившихся к Петрову войску).

Историки сообщают, что в ту пору на один рубль серебром можно было купить 100 живых куриц, 8 овец, 4 пары сапог, 50 килограммов мяса и десять пудов (163 килограмма) хлеба. Царь не поскупился.

Сергей Мезин также пишет, что именно после посещения Петром Саратова началось заселение нашего края выходцами с Украины — малороссами. Император, по некоторым сведениям, встретился в Саратове с «малороссиянином» Яковом Ивановичем Житковым и тот сообщил ему о желании «охочих свободных людей» с Украины переселиться на Нижнюю Волгу. Царь взял Житкова с собой в Астрахань, и вскоре последовал указ сената о новых поселениях на Царицынской укреплённой линии, куда предписывалось селить только «черкас (украинцев. — Ред.), а великороссийского народа никаких людей для селитьбы не принимать».

Есть также предположение, что отставные солдаты саратовского гарнизона воспользовались случаем и подали царю прошение, где пожаловались на своё бедственное положение и попросили «денежного и хлебного жалованья».

На следующий день, 14 июня, сказано в походном журнале, на пути от Саратова к Дмитриевску (нынешний Камышин) рыбаки поднесли «его величеству белуги да осетра», за что получили от императора рубль.

Наши предки ждали посещения своего города правителем государства российского, надеясь, что он их услышит, поймёт и поможет — совсем как мы сейчас. Поэтому сохранились рассказы о том, чего быть не могло. Будто Пётр лазил по лесам, стоявшим вокруг какой-то саратовской церкви, и даже разбудил подгулявших накануне и спящих рабочих при помощи своей знаменитой дубинки.

В любом случае, Пётр здесь был, и теперь есть повод для проведения торжеств и установки памятников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру