Минпросвещения РФ рассмотрит инициативу о введении в школах курсов, направленных на просвещение учеников о рисках телефонного мошенничества. В Саратовской области школьники стали чаще попадаться на уловки дистанционных аферистов. Зачастую дети переводят родительские деньги неизвестным, покупая промокоды и бонусы для компьютерных игр.
Школьникам необходимо рассказывать о телефонных мошенниках и способах противодействия им. С такой инициативой выступил депутат из Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации производителей детских товаров, работ и услуг Михаил Ветров.
«Прошу Вас рассмотреть возможность проведения регулярных бесед или уроков в школах и иных общеобразовательных учреждениях, посвященных просвещению детей относительно телефонного мошенничества и актуальным способам противодействия», — цитирует RT обращение Ветрова на имя главы Министерства просвещения РФ Сергея Кравцова.
Депутат указывает, что в последние годы в России наблюдается рост случаев дистанционного мошенничества. Причем преступники все чаще нацеливаются на детей и подростков, что требует повышения уровня финансовой грамотности и осведомленности о цифровой безопасности в школьном возрасте. Парламентарий подчеркнул, что детей и подростков важно научить самостоятельно распознавать телефонных мошенников.
Жертвами телефонных аферистов неоднократно становились несовершеннолетние из Саратовской области. В феврале 2025 года саратовский восьмиклассник перевел все сбережения семьи — 205 тысяч рублей — на счет мошенников. В прошлом году 100 тысяч рублей с карты отца отдал аферистам 11-летний школьник из Ртищева. Неизвестные в мессенджере пообещали ему заработок, после чего ребенок сообщил им данные родительской банковской карты. Еще одна юная горожанка хотела получить бонусы в компьютерной игре, но попала на злоумышленника. 11-летняя девочка отправила неизвестным сначала реквизиты банковского счета матери, а потом перевела через мобильные приложения 65 тысяч рублей на указанный счет. 10-летняя жительница поселка Солнечный в Саратове играла в игры на телефоне отца. В какой-то момент ей написал неизвестный и предложил игровую валюту. Девочка выполнила все его инструкции и оформила кредит на своего отца в сумме 500 тысяч рублей. Затем ребенок взял телефон матери, оформил еще один кредит на 365 тыс. рублей, и перевел все деньги злоумышленникам.
Однако педагоги сомневаются в необходимости дополнительных уроков финансовой грамотности.
— В нашей школе ежегодно проходят внеурочные мероприятия по финансовой грамотности, — рассказывает Сергей Харьков, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области. — Ученикам рассказывают о планировании расходов, навыках безопасного поведения в интернете, кредитах. Плюс азы финансовых знаний есть в учебном курсе обществознания, окружающего мира, информатики. На мой взгляд, этого достаточно. В противном случае школьникам грозит перегрузка, особенно старшеклассникам. К сожалению, школа беспомощна в защите своих интересов. Экономисты, финансисты, депутаты распоряжаются временем образовательного учреждения и учеников. Постоянно появляются новые инициативы о введении того или иного предмета. Подходить к урокам финансовой грамотности как к профилактике телефонного мошенничества довольно сомнительно, на мой взгляд. Если жертв дистанционных мошенников становится больше, то этим должны заниматься правоохранительные органы. Но я не слышал информации о том, чтобы группу кибермошенников задержали, судили и преступники получили по 10-15 лет тюрьмы. Также нужно ужесточать ответственность за телефонное мошенничество.