Управляющие компании просят российские власти разрешить им переуступать права требования по долгам за «коммуналку» третьим лицам, в частности, коллекторам. Такое обращение направила в Госдуму РФ и Минстрой председатель совета Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Лина Ткаченко, сообщает «Коммерсант». Напомним, в Саратовской области каждый пятый должник за ЖКУ — пенсионер.
Стоп, продано!
Согласно Жилищному кодексу РФ, сегодня перепродажа коммунальных долгов запрещена. Эта законодательная норма была закреплена в 2019 году, чтобы защитить граждан от коллекторов. Предложение вновь допустить третьих лиц к долгам за ЖКУ инициаторы предложения объясняют нехваткой средств у управляющих организаций, вынужденных платить за ресурсы поставщикам, даже если жильцы не вносят платёж.
Однако саратовские эксперты считают: растут долги по «коммуналке»? Значит, компания, управляющая многоквартирным домом, плохо работает. Саратовский адвокат Нина Царёва несколько лет возглавляла региональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Она считает, что передачей долгов коллекторам управляющие организации хотят облегчить себе работу по взысканию задолженности.
— Есть законные рычаги воздействия на должников по ЖКУ, — напоминает Нина Царёва. — Управляющей домом организации нужно сделать выборку, подготовить списки и обращаться в суд. Однако следует понимать, что суд — это крайняя мера воздействия на должников за жилищно-коммунальные услуги. Приведу пример. В моём ТСЖ были миллионные долги за ЖКУ. Но новый председатель взяла ситуацию в свои руки: был проведён поквартирный обход, со всеми должниками пообщались лично, поставили в известность о последствиях неуплаты. Выявили собственников, которые сдают жильё в аренду и пускают ситуацию с коммунальными платежами на самотёк. В итоге, задолженность стала уменьшаться. Поэтому я категорически против передачи долгов по ЖКУ коллекторам. Есть законные рычаги воздействия на неплательщиков, их просто нужно уметь использовать.
Такое бремя
Михаил Жуковский, председатель Совета управляющих организаций Саратовской области напоминает, что добросовестная управляющая организация имеет либо договор с юридической компанией (не коллекторской!), либо юристов в штате, которые непосредственно занимаются взысканием долгов.
— Юристы составляют претензии, затем выходят с исковым заявлением в суд, в итоге приставы взыскивают задолженность, — поясняет Михаил Григорьевич. — Асоциальных элементов среди должников — без постоянной работы, без банковских счетов не более 5%. Опять же, о каких долгах идёт речь? Большинство управляющих организаций перешли на прямые договоры с ресурсниками. Это прозрачно и удобно. Соответственно, на долю управляющих домами организаций остаются в основном только начисления за содержание общего имущества. А они не столь велики. Поэтому я не совсем понимаю, к чему была поднята тема о передаче прав на взыскание долгов граждан за ЖКУ коллекторам. Что передавать-то?
Эксперт приводит пример: если взять двухкомнатную квартиру общей площадью 50 м, то в среднем, ежемесячный платёж за домовые нужды в летний период составит около 2 тысяч рублей. Или чуть более 20 тысяч рублей в год.
— Учитывая, что коллекторские компании берут немалый процент от взысканной суммы, сколько в итоге получит управляющая организация с долга? Копейки, — говорит Михаил Жуковский. — Да и сами коллекторы вряд ли захотят брать просуженную задолженность, которую даже приставы не могли взыскать. Отмечу, что среди профессионального сообщества — я общаюсь с региональными ассоциациями, управляющими многоквартирными домами, этот вопрос не обсуждался ни разу. И даже тема передачи долгов коллекторам не поднималась.
Цифра в тему: 28 тысяч должников за ЖКУ насчитывалось в первом полугодии 2025 года в Саратовской области