12 сентября 1995 года в Саратов прибыл лауреат Нобелевской премии в области литературы Александр Солженицын. Писатель и публицист впервые после своей высылки из Советского Союза в 1974 году прибыл на родину и проехал всю Россию от Владивостока до Москвы. Саратов стал последним городом, где он остановился перед прибытием в столицу. Александр Исаевич остановился в гостинице «Волга». В первый день своего визита в Саратов, где он, по его словам, бывал ранее дважды, но лишь проездом, известный всему миру мыслитель встретился с работниками завода «Тантал» - организатором приезда стал директор предприятия Георгий Умнов - и жителями близлежащего микрорайона в ДК «Кристалл». Эта встреча прошла при полупустом зале. Зато на следующий день, 13 сентября, в Мичуринской аудитории Саратовского университета яблоку негде было упасть. Это выступление Солженицына вошло в сборник его публицистики «По минуте в день» и может считаться программным для понимания его мировоззренческой позиции. Особое внимание он уделил личности реформатора России Петра Столыпина.
«Вот и Столыпина здесь сегодня коснулись. Столыпин имел отношение к Саратову, и Саратов к Столыпину. Я им очень много занимался. Почему я стал писать о Столыпине? Потому что это один из самых оболганных и в то же время — один из величайших государственных деятелей России и, несомненно, самый великий наш государственный деятель в XX веке. Это был истинный либерал, он хотел всего достигать эволюционно. Его проклинали и справа и слева, и уничтожили встречным непризнанием справа и слева. Он произвёл величайшую реформу для крестьян. А просвещённая Государственная Дума три года — три года! — держала его реформу, душила, не пропускала. Столыпин при жизни подвергался ненависти и травле с обеих сторон. Дворцовые круги и консервативные его ненавидели, и демократические, радикальные ещё больше ненавидели. Правые придворные круги наушничали царю: снимай Столыпина; и наконец террорист, воспитанный в революционном духе, взялся и убил его. И после этого на похороны Столыпина приехать — считалось постыдным, или по крайней мере неприличным. А когда произошла великая, превеликая Февральская революция, которая определила всё наше падение дальнейшее, от чего всё покатилось, — то первое действие, совершённое в Киеве, было — свалить памятник Столыпину».
Солженицын сказал, что напрасно русскому народу приписывают выражение «столыпинский галстук», якобы обозначающее виселицу – «Да русский народ и слова «галстук» не знал, врать не надо». Это словосочетание, по его словам, придумал и произнёс с трибуны Государственной Думы депутат от кадетской партии Родичев, за что Столыпин тут же вызвал его на дуэль. Кадет струсил и принёс извинения, а выражение подхватили революционные пропагандисты и десятки лет твердили о «столыпинском галстуке» в учебниках истории.
В завершение разговора Александр Исаевич назвал Столыпина величайшим русским деятелем ХХ века, добавив: «И если у вас поставят памятник Столыпину или улицу назовут его именем — я буду чрезвычайно и много рад».
Как известно, пожелание писателя сбылось в 2002 году, когда перед Саратовской областной думой появился памятник Столыпину скульптора Вячеслава Клыкова. Теперь именем саратовского губернатора и российского премьер-министра назвали и главную улицу города, ранее известную как Немецкая и проспект Кирова.