«Не дай бог попасть в кольца «Кобры» - оттуда не вырвешься», - так пугали молодую бандитскую поросль в городе на Волге в середине «лихих 90-х». Иной раз о смертельных укусах «Кобры» сообщали и саратовские журналисты, пишущие на криминальные темы, кто – с восхищением и одобрением, а кто – с ужасом и осуждением, дескать, бандиты, они тоже люди, хотя и убивают, грабят, похищают и пытают других людей. Как водится, появилось множество легенд о всем известной, но при этом загадочной «Кобре», где правду порой невозможно отделить от вымысла.
«Коброй» в марте 1995 года назвали первую в России межведомственную следственно-оперативную группу по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений. Родилась «Кобра» в Саратове. Как уже сказано, аналогов такому формированию в стране не было. Уникальность группы заключалась в том, что она подчинялась только начальнику УВД города Саратова и заместителю прокурора того же города. Заместителем прокурора, курирующим «Кобру», стал Евгений Григорьев, тот самый, что потом вырос до прокурора области и погиб, будучи расстрелянным у своего подъезда, в самом центре Саратова 13 февраля 2008 года.
Другой особенностью группы «Кобра», не позволявшей бандитам вырваться из её колец, стала несменяемость состава, как оперативного, так и следственного, сопровождение расследования уголовного дела до самой передачи в суд одними и теми же сотрудниками органов внутренних дел и работников прокуратуры. Это сводило на нет попытки подкупа и прочих способов «решения вопроса» на любой стадии работы по уголовному делу.
В начале октября того же 1995 года, то есть, ровно тридцать лет назад, на базе постоянной следственно-оперативной группы выросло целое спецподразделение. Его по привычке продолжали называть «Коброй», поскольку официальное название оказалось трудно запоминаемым и практически непроизносимым – МОМРТПСОГ. В расшифровке это означало «Межрайонный отдел милиции по раскрытию тяжких преступлений, совершаемых организованными группами». Суть явления от этого не изменилась.
В одном из федеральных российских изданий указывалось, что только в 1995 году, в первые месяцы своей работы, сотрудники «Кобры» раскрыли в Саратове 112 тяжких (другими не занимались) преступлений, преимущественно убийств. Там же сообщалось, что в состав «Кобры» «входят 17 оперативных работников, семь следователей прокуратуры, девять следователей ОВД и полк патрульно-постовой службы». Под «полком» подразумевалась знаменитая седьмая рота ППС (в каждом из шести районов Саратова была своя рота), предназначенная в том числе для силовой поддержки особо значимых оперативных мероприятий.
«Жертвами» «Кобры» в первые же годы её существования стали очень известные в криминальном мире Саратова личности. Сергей Яковлев по прозвищу «Якорь», осуждённый за организацию в 1992 году убийства президента Саратовской товарно-сырьевой биржи к 12 годам лишения свободы. Александр Жуков по прозвищу «Гвоздь», приговорённый в 1997 году к 15 годам лишения свободы за организацию преступного сообщества и прочие тяжкие грехи. Лидер ОПГ Александр Силкин, в том же году получивший 18 лет лишения свободы.
Затем «Кобра» стала выполнять функции упразднённых «за ненадобностью» регионального и областного управлений по борьбе с организованной преступностью. Затем она превратилась в «особенный» отдел областного уголовного розыска. В 2018 году «Кобра» прекратила своё существование.